Национальная палата предпринимателей представила итоги исследования по изучению предпринимательского климата в регионах, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу НПП.
«Как показал обзор ранних предпринимательских намерений населения в регионах-лидерах, бизнес в Казахстане все еще находится в зачаточном состоянии развития. Предпринимательство на данном этапе не сформировалось в виде отдельного, конкурентоспособного вида деятельности. Даже в регионах-лидерах, не говоря уже о регионах со средними и низкими показателями предпринимательских намерений, предпринимательство скорее вынужденная мера, нежели осознанный выбор деятельности», — говорится в сообщении.
В информации уточняется, масштабы будущих предприятий и их финансовые возможности указывают на низкий потенциал будущих предпринимательских инициатив в обеспечении занятости населения и прибыльности предприятий.
В отличие от регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров, регионы со средним уровнем бизнес-инициативы демонстрируют высокий уровень урбанизации будущих предпринимателей. Так, более двух третей потенциальных предпринимателей из регионов со средним уровнем бизнес- инициативы проживают в городах. Преобладание городского населения среди будущих предпринимателей по данной категории регионов объясняется наличием двух крупнейших городов республики в составе данной группы.
Гендерная структура респондентов свидетельствует об относительном равенстве полов в структуре будущих предпринимателей.
Анализ возрастной структуры респондентов показал, что среди выделенных возрастных групп лидируют группа более молодых представителей населения в возрасте (25 – 34 лет) - 25%, а также более зрелая группа (45-54) - 23,1%. Менее всего представлены молодые люли в возрасте от 18 до 24 лет (18%), а также взрослое населения в возрасте от 55 до 99 лет (14,7%).
По сообщению НПП, в целом, как показал проведенный анализ, регионы со средним уровнем предпринимательской инициативы в незначительной степени отстают от регионов-лидеров по многим параметрам. Так, к примеру, по показателю информированности будущих предпринимателей о возможностях ведения бизнеса на опыте близких знакомых регионы со средним уровнем бизнес-инициативы не намного отстают от регионов-лидеров.
Среди областей, вошедших в состав группы, наиболее высокие показатели отмечаются в Мангистауской и Западно-Казахстанской областях, где 9 из 10 начинающих предпринимателей информированы об успехах их знакомых по ведению бизнеса. Лидерство вышеобозначенных регионов, на наш взгляд, связано с увеличением количества субъектов малых и средних предприятий в данных областях, что является хорошим импульсом для остальных потенциальных и начинающих предпринимателей.
Среди отстающих областей по данному показателю можно выделить Жамбылскую и Костанайскую области, где информированность потенциальных предпринимателей незначительно ниже среднего показателя.