Авиационные власти России и Казахстана так и не смогли достичь компромисса в вопросах полетов по транссибирским маршрутам и назначению второго перевозчика из РФ на маршруты в Казахстан, передает «Коммерсантъ».
Накануне в Москве прошел очередной раунд консультаций авиавластей РФ и Казахстана по двухстороннему воздушному сообщению. Встреча прошла на фоне обострения отношений, едва не остановившего полеты между странами. Москва отказалась бесплатно пустить казахскую Air Astana на транссибирский маршрут для рейсов в Монголию, опасаясь создания прецедента — все иностранные компании за пролеты над Сибирью платят роялти российской стороне. Власти Казахстана в ответ грозили остановить рейсы «Аэрофлота» в страну. Кроме того, Москва требовала назначить второго перевозчика для полетов между странами, на что Астана не соглашалась.
Как стало известно «Ъ», вчера стороны остались на прежних позициях. «Казахстанская сторона не готова оплачивать пролет по транссибирской трассе и не согласна на второго перевозчика, поскольку в стране нет второй конкурентоспособной авиакомпании, сопоставимой с российскими»,— рассказал изданию осведомленный источник. В свою очередь, Москва продолжает настаивать на предоставлении семи частот для второго перевозчика, не аффилированного с первым. Теперь эти вопросы будут обсуждаться в ходе ближайшей встречи на уровне вице-премьеров.
Впрочем, в повестке переговоров значились и менее острые вопросы, которые удалось решить. Стороны увеличат частоту полетов по отдельным направлениям, в том числе в Караганду — с четырех до десяти рейсов в неделю. В то же время Москва пока не согласовала Казахстану регулярные гражданские рейсы из городов России в Байконур.
Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что, «вероятно, единственным выходом из патовой ситуации с Казахстаном должна стать либерализация полетов между двумя странами в соответствии с принципами Таможенного союза и Единого экономического пространства». По его мнению, методом обсуждения локальных претензий каждой стороны добиться консенсуса не удастся.