Отечественные авиакомпании «Эйр Астана» и Qazaq Air считают, что отмена госрегулирования цен на услуги казахстанских аэропортов неминуемо приведет к повышению стоимости воздушных перевозок в целом, и авиабилетов, в частности, передает ИА «NewTimes.kz».
По данным представителей авиакомпаний, уже давно свыше 100 видов тарифов аэропортов на монопольно оказываемые услуги никак не регулируются со стороны КРЕМ, и, в результате, авиакомпании вынуждены принимать многократные повышения тарифов аэропортов, которые являются второй крупнейшей статьей расходов авиакомпаний после авиационного керосина. «Во всем мире тарифы аэропортов являются предметом публичных слушаний и подлежат государственному регулированию, в то же время руководство КРЕМ, призванного регулировать тарифы естественных монополистов, предлагает отменить данный контроль», ― отмечается в распространенном заявлении.
Ранее глава данного ведомства Серик Жумангарин на презентации законопроекта по вопросам конкуренции в мажилисе сообщил, что правительство в ближайшее время рассмотрит вопрос об отмене государственного регулирования цен на услуги отечественных аэропортов. По словам Серика Жумангарина, это услуги телескопического трапа, обслуживание пассажиров, взлет-посадка, всего 19 услуг.
В этой связи отечественные авиаперевозчики недоумевают, как в случае отмены регулирования авиакомпании смогут согласовывать тарифы с аэропортами, которые являются монополистами в каждом городе Казахстана?
По их мнению, при отказе от регулирования цен на услуги казахстанских аэропортов, в выигрышном положении окажутся только уже прибыльные аэропорты, такие как в городах Алматы и Астана, но не региональные.
«Что касается нерентабельных региональных аэропортов с низкими объемами перевозок, никакое повышение тарифов не покроет операционные расходы, но наоборот, приведет к закрытию авиарейсов в эти регионы. Как было отмечено Сериком Жумангариным, аэропорты Алматы, Астаны и Тараза являются самыми прибыльными аэропортами в Казахстане и получили чистую прибыль в 2014 году 7,3 млрд тенге, 616 млн тенге и 210,1 млн тенге, соответственно. Жумангарин полагает, что отмена госрегулирования будет осуществлена на международные рейсы. Однако из-за географического расположения и ограниченных возможностей рынка, региональные аэропорты не обслуживают международные рейсы. Большинство международных рейсов из и в Казахстан обслуживается прибыльными аэропортами, включая Алматы, Астану, Атырау, Актау и Караганду», ― отмечают они.
Национальные авиаперевозчики сходятся во мнении, что будет большой ошибкой накладывать на отечественные авиакомпании дополнительное бремя с целью развития инфраструктуры аэропортов. «Многие отечественные авиакомпании на сегодня являются убыточными, поскольку основная часть расходов должна быть оплачена в твердой валюте: расходы на самолеты, запасные части, крупные формы технического обслуживания и другие. Освобождение из-под регулирования заведомо монопольных услуг аэропортов неминуемо ляжет на плечи авиакомпаний, и, в конечном итоге, на плечи самих пассажиров». ― пояснили они.