Уроки выживания от МОН: казахстанские школы не могут отказаться от трехсменного обучения

24 января по указу Генеральной Ассамблеи ООН во всем мире отмечают международный день образования. А в это время в Казахстане продолжают работать трехсменные и аварийные школы с уличными туалетами. Ликвидировать трехсменку в министерстве образования и науки обещают последние четыре года, но пока безуспешно. В одной из актюбинских школ, рассчитанной на 600 мест, сейчас обучается более 1600 детей. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» выяснила, как и почему казахстанские школьники продолжают учиться в три смены.

Уроки выживания от МОН: казахстанские школы не могут отказаться от трехсменного обучения
Фото: stockvault.net

Более 1600 учеников актюбинской средней школы №64 вынуждены ютиться в здании, рассчитанном на 600 мест. Чтобы хоть как-то снизить нагрузку в школе, пришлось ввести третью смену. Учителя и родители жалуются, что качественное образование в таких условиях попросту невозможно.

«Наша школа рассчитана на 600 мест, при двухсменке — на 1200, но сейчас обучается 1620 детей. Вы хоть представляете, какая это нагрузка?!

Конечно, руководству пришлось вводить третью смену — не хватает кабинетов, преподавателей, даже мест в гардеробе», — рассказывает учительница средней школы №64.

Скандал в учебном заведении разгорелся еще в сентябре 2018 года. Чтобы решить проблему переполненности в школе, 800 учеников начальных классов хотели перевести в частную школу «Сымбат».

Однако согласия родителей на перевод в отдаленную платную школу никто не спрашивал. Они возмущались, что в огромном микрорайоне Батыс-2 две школы, а детей приходится возить «за тридевять земель».

И хотя управление образования Актюбинской области обещало, что платить за школьников будет государство, уходить из загруженной 64-й школы ученики не стали. Тогда руководство заявило, что дети будут учиться в три смены.

«Занятия первой смены начинаются в 08.00 и заканчиваются к 13.00. Ученики второй смены приходят в 14.15 и заканчивают в 19.35. Есть еще междусменка, уроки в ней начинаются в 11.00 и заканчиваются к 2-3 часам дня», — рассказывает учитель.

По ее словам, родителям второклассников приходится отпрашиваться с работы, чтобы отвозить детей в школу.

«Малышей в школу одних не отпустишь, мамы и папы ежедневно возят детей к 11.00, отпрашиваются с работы. Конечно, будут жалобы. На весь огромный микрорайон Батыс работают только наша и 63-я школы», — жалуется педагог.

Но физические неудобства — не самое страшное, уверяют учителя. Даже в трехсменных школах классы переполнены, а обучать детей в таких условиях попросту невозможно.

«Такая нагрузка вредит как учителям, так и детям. Например, урок физкультуры проходит параллельно сразу для двух классов. Ученики делят спортзал пополам, иначе занятие не провести. И если осенью или весной они могут заниматься на улице, то зимой приходится тесниться», — перечисляет проблемы учитель.

Не помещаются школьники даже в местной столовой и библиотеке. А на входе в школу уже пресловутая очередь в гардероб.

«У нас вечная толкучка: повара не успевают обслуживать в столовой, дети переодеваются у входа, им не хватает мест, после шестого урока начинается хаос у гардероба.

Учителей заставляют дежурить, чтобы выстроить детей в очередь. Мы стоим так до конца седьмого урока, который заканчивается в 19.35. Домой приходим только к 8-9 часам вечера», — сетует педагог.

В таких условиях давать качественные знания очень трудно, считает преподаватель. О дополнительных занятиях с отстающими и вовсе нет речи.

«Конечно, с одной стороны, учителям хорошо: больше детей, значит, больше часов и выше зарплата. Ну а с другой стороны, это плохо отражается на процессе обучения. Почти в каждом классе есть отстающие ученики.

Им требуются повышенное внимание, дополнительные занятия. Но как подтягивать каждого ребенка по отдельности, когда в классе еще 30-40 человек? Пашем в три смены, чтобы соответствовать программе», — жалуется учитель.

Как заявили в акимате Актобе, в городе — восемь школ с трехсменным обучением, и с каждым годом количество детей прибавляется. Только в сентябре 2019 года в первые классы пришло 7 тыс учеников. Чиновники обещают, что в 2020 году введут в эксплуатацию школу на 1200 мест в микрорайоне Батыс-2. 

Проблему трехсменных школ пытается решить уже не один министр образования. По плану экс-главы МОН Ерлана Сагадиева к 2019 году в Казахстане не должно было остаться ни одной школы с трехсменным обучением.

«Главными причинами появления трехсменных школ являются демографическая ситуация и миграционные процессы. Для полного решения этой проблемы необходимо начать подушевое финансирование во всех городах, привлечь частные компании для строительства школ», — заявлял Сагадиев в 2018 году.

Кстати, на реализацию государственной программы развития образования и науки с 2016-го по 2019 год из республиканского и местного бюджетов выделили 1 трлн 466 млн тенге. За этот период построены 342 школы.

В феврале 2019 года пост министра образования и науки заняла экс-глава АО «НИШ» Куляш Шамшидинова. Она сообщала, что в 2018 году за счет республиканского бюджета финансировалось строительство 109 школ на 56,2 млрд тенге:

«Из 109 школ фактически введены в эксплуатацию 74 объекта, в том числе 34 — для ликвидации трехсменного обучения, семь — взамен аварийных, 30 — для сокращения дефицита мест».

Глава МОН заявляла, что строительство 90 новых школ решит проблемы трехсменных и аварийных школ. На реализацию государственной программы развития образования и науки в 2019 году из бюджета выделено 762,7 млрд тенге.

Тем не менее, по прогнозам нынешнего министра образования Асхата Аймагамбетова к 2025 году дефицит мест в школах составит около 500 тыс.

«В этом году план был 0% по трехсменным школам, однако этот показатель составляет 1,8%. На сегодняшний день сохраняются 36 аварийных и 125 трехсменных школ, 41% — малокомплектные школы. Для решения этих проблем за счет республиканского бюджета ведется строительство 118 школ», — рапортовал министр в конце 2019 года.

По его словам, в Казахстане остается большое количество саманных школ и дети вынуждены учиться в зданиях, построенных еще в 1920 году.

В конце 2019 года Аймагамбетов сообщил, что планируется строительство еще 800 новых школ более чем на 650 тыс мест: «Для этого будет выделено 876 млрд тенге. В результате  решится вопрос дефицита мест и трехсменных школ, количество аварийных школ уменьшится».  

В государственной программе развития образования и науки на 2020-2025 годы ожидается полная ликвидация трехсменного обучения. На ее реализацию из бюджета выделят 11 578 млрд тенге.

Проблема трехсменных, аварийных и малокомплектных школ в Казахстане настолько остра, что ее решением пришлось заняться самому президенту. На августовской конференции перед учителями Касым-Жомарт Токаев поручил министерству образования пересмотреть планирование расходов на строительство школ: «На сегодня из 7 014 действующих общеобразовательных школ 128 являются трехсменными и 31 — аварийными. Всего же за годы независимости построено 1 198 школ. Мы продолжим строительство и модернизацию школ, учитывая демографические тенденции, связанные с увеличением численности населения. Однако министерству образования и науки необходимо пересмотреть подходы при планировании расходов на строительство школ. В частности, перейти от пообъектного планирования к нормативному».

Акимам крупных городов и регионов Токаев поручил четко отслеживать демографические и миграционные показатели на местах с целью оценки потребностей в ремонте или строительстве новых школ.

Фото: pixabay.com, Актобе Таймс

Loading...