В конце января 2021 года прозвучал категоричный запрет на обучение казахстанских детей в зарубежных школах. Родителей эта поправка в закон возмутила — пока одни настроились бороться с правилами, другие уже готовы менять гражданство без лишних раздумий, передает ИА «NewTimes.kz».
В разгар дистанционного обучения казахстанские родители все чаще стали интересоваться тем, как перевести ребенка на онлайн-учебу в зарубежную школу. Мы еще осенью обратились в МОН с вопросом о том, сколько казахстанских детей уже стали учениками иностранных школ. И еще тогда получили ответ от ведомства — «получение дистанционного среднего образования в странах СНГ казахстанскими школьниками, проживающими в Казахстане, не предусмотрено действующим законодательством в области образования».
Однако в начале 2021 года представители сферы образования все же озвучили сложившийся тренд — родители все чаще стремятся переводить детей в зарубежные учебные заведения.
«Родители и иные законные представители детей, являющихся гражданами Республики Казахстан и постоянно проживающих в РК, обязаны обеспечить получение ими среднего образования в организациях образования РК или международных школах, имеющих лицензию на занятие образовательной деятельностью по общеобразовательным учебным программам и находящихся на территории Республики Казахстан, — за исключением детей, выехавших в зарубежные страны в установленном законодательством Республики Казахстан порядке. На сегодняшний день все дети-граждане Казахстана, которые выбыли в зарубежные школы, обязаны вернуться в организации образования РК», — говорила на брифинге руководитель департамента по обеспечению качества образования Алматы Гульнара Ермекбаева.
Говоря проще, казахстанский ребенок, согласно закону «Об образовании», обязан получать среднее образование на территории страны — причем не просто обучаться, а посещать физически. Желающим обучать детей в международной школе придется искать такую в Казахстане.
Родители возмущены, что такой формат обучения вдруг заполучил категоричный, прописанный в законе запрет. Одни задаются вопросами, почему нельзя найти компромисс в разрезе стран ЕАЭС, учитывая, что большинство отдают детей как раз в российские школы. Вторые предлагают в ответ запретить чиновникам отправлять детей на учебу за рубеж и ездить на лечение в другие страны. Третьи просто уверены — государство боится оттока школьников из-за подушевого финансирования и дискредитации образовательной системы.
PR-специалист и бизнесмен Нуркен Халыкберген отметил, что в интернете уже звучит масса отзывов довольных родителей, чьи дети якобы стали учиться охотнее и усерднее, оказавшись в онлайн-школах других стран.
«… Вместо реальных изменений по росту качества в казахстанских школах в условиях пандемии (мы все помним, как президент страны высказал критику в адрес МОН об отсутствии должной подготовки к новому учебному году, стартовавшему осенью 2020 года), чиновники протащили норму, запрещающую детям учиться за рубежом. По факту, вместо улучшения качества среднего звена образования, чиновники решили не давать возможность казахстанцам получать более качественные знания за рубежом. Подобные действия в отношении собственных соотечественников мне представляются целенаправленным вредительством», — написал он и анонсировал объединение инициативной группы родителей, которые намерены бороться за свободу выбора школы.
Еще часть родителей не планирует идти против системы, а хочет просто сменить гражданство.
«Мы не намерены возвращаться, каких бы законов не выдумали. Если надо, то будем менять гражданство на РФ и продолжать жить и работать в КЗ по ВНЖ», — пишет казахстанка.
«У меня так уже двое знакомых сделали, гражданство РФ, бизнес — в РК. А соседи, с которыми прожили вместе с 1989 года, весной в РФ переезжают на ПМЖ, и причина — только образование! Они хотят, чтоб 8 и 9 классы уже по нормальной программе учился», — отвечает ей мужчина.
В мессенджерах уже гуляет обращение к Касым-Жомарту Токаеву от родителей, чьи дети обучаются в зарубежных школах дистанционного формата.
«Уважаемый президент! К Вам обращаются родители детей, которые обучаются в неказахстанских школах дистанционного формата обучения. Наши дети обучаются в различных школах в разных странах, в том числе в России. Выбор такого формата обучения был продиктован следующими фактами.
1. Политика министерства образования
Общеизвестно, в каком состоянии находится уровень среднего образование в Казахстане. За неполные 30 лет независимости Казахстана в министерстве образования поменялось 13! министров, некоторые из них не проработали даже год.
О какой преемственности, последовательности в политике министерства образования может идти речь?! Где здесь хорошо слаженная система государственной образовательной программы? Ее нет! В связи с этим, мы не понимаем, чему и как хочет министерство обучать наших детей. Постоянные эксперименты над образованием в итоге сказываются на детях. Время наших детей так же ценно, как и наше. И так бездарно — тратить его на годы бестолкового обучения, это преступление.
2. Сколько учеников в классе?
Количество школ уменьшилось с 8 тыс 740 до 7 тыс 646, а число школьников в Казахстане растет постоянно, например, в 2015 году было 2,7 млн школьников, в 2020 — 3,3 млн школьников. Это, в свою очередь, вызвало рост числа школ с 3-сменным обучением! Это не нормально, когда обучение заканчивается поздно вечером. Нас не устраивает ситуация, когда в классе по 45-50 учеников. Учитель должен хорошо знать каждого своего ученика, понять его особенности и выстраивать обучение в соответствии с их уровнем и особенностями. О каком внимании со стороны учителя может идти речь в таких условиях?
3. Нам не нравятся учебники!
Мы не хотим доверять обучение своих детей по нынешним «учебникам». И этот факт является причиной того, что родители зачастую вынуждены брать дополнительные уроки для детей, водить на различные факультативы, занятия, чтобы подтянуть на должный уровень образование детей. Нужно понимать, что это, как правило, не бесплатно. Хотя это прямая обязанность школы — давать полноценное качественное образование.
4. Где хорошие учителя?
Не секрет, что хорошие, грамотные учителя, как правило, переходят в частные школы, поэтому в обычной школе наблюдается дефицит именно качественных кадров. А это, в первую очередь, бьет по детям. Цены в казахстанских частных школах растут ежегодно, так, например, в одной алматинской школе ежемесячная оплата поднялась с 70 тыс тенге до 220 тыс тенге — это за период в 9 лет.
… В последнее время (осенью 2020) сложилась ситуация, когда на нас стали оказывать различное давление сотрудники городского комитета (ГорОНО), РайОНО, а также администрации школ, чтобы наши дети вернулись в казахстанские школы. Мотивируя тем, что в казахстанских школах обучение идет по специальной обновленной казахстанской программе. Но есть же примеры школ, таких как Haileybury Almaty British School, в которых обучение ведется полностью на английском языке и, естественно, не по «специальной казахстанской программе».
Это давление привело к тому, что некоторые родители приняли решение о смене гражданства! Это же ненормально, когда желание дать своему ребенку качественное образование, чтобы он нашел свое место в будущем, раскрыл свои способности и таланты и стал приносить пользу своей родине, в итоге вынуждает покинуть свою родину!
Просим вас разрешить обучение детей в любой школе мира по выбору родителей на основании Конституции РК и отозвать поправку к закону», — говорится в тексте обращения, пришедшего в редакцию в мессенджерах.
Сейчас недовольные поправкой к закону родители объединяются в инициативные группы, пишут петиции и просят помощи юристов. Кстати, некоторые казахстанские адвокаты уже присоединились к инициативе и планируются судиться с государством.