О мужчине по имени Рашид, проживающем в городе Акколе Акмолинской области, знают не только местные жители, но и других регионов страны. О нем неоднократно писали в СМИ. У него шестеро детей, четверо из которых — несовершеннолетние. Благодаря публикациям в малообеспеченной семье более-менее есть продукты, но самый важный вопрос, связанный с получением адресной социальной помощи, до сих пор остается открытым, передает ИА «NewTimes.kz».
О герое материала корреспондент ИА «NewTimes.kz» узнала от местного волонтера Игоря Ильина, для которого оказание помощи нуждающимся стало не просто хобби, а призванием.
«Рашид очень скромный мужчина, который никогда ни у кого ничего не просит, потому что стесняется. Как мужчина, понимаю его. Он ведь глава семьи, и ему не хочется проявлять слабину. Но в его случае гордость должна отойти на задний план, поскольку вопрос связан с благополучием детей», — отмечает Игорь.
У Рашида — шестеро детей, двое из них — совершеннолетние. Сын — в армии, дочь живет отдельно. На попечении мужчины — 6-, 9-, 12- и 17-летние сыновья и дочери. О том, как получилось, что он остался один, Рашид рассказывает без особой охоты. Выяснилось, что шесть лет назад супруга ушла от него к другому. Такой поступок многодетный папа не осуждает, отмечая, что жена, видимо, устала от житейских хлопот и тягот. Самое главное, как говорит Рашид, то, что дети остались с ним. В них он видит смысл жизни и только ради ненаглядных готов на многое. Именно для того, чтобы хоть как-то обеспечить семью и не сидеть сложа руки, мужчина устроился в местную кочегарку, но из-за болей в спине был вынужден оставить нелегкую работу. Как только физическое состояние улучшилось, устроился на аналогичное место. К сожалению, ненадолго.
«Сейчас вожу Рашида по больницам и поликлиникам, чтобы выяснить, что с его спиной. Подозрение на межпозвоночную грыжу», — говорит Игорь Ильин.
По словам волонтера, Рашид в беседе с журналистом сказал, что у него и детей все есть и им ничего не нужно. На этом, в принципе, можно было бы остановиться, закончить материал, подведя все к хэппи-энду. Но до счастливого конца в этой истории еще далеко. Дело в том, что многодетная семья живет на пособие 45 тыс тенге. В прошлом году Рашид подавал заявление на очередное получение адресной социальной помощи, но ему отказали.
«Сначала выяснили, что он будто продал старенький дом в родном селе, а потом то, что получает заработную плату. Относительно недвижимого имущества знаю, что он подарил его родственнику, о чем имеется нотариально заверенный документ. А насчет пенсионных отчислений, которые шли Рашиду, это уже вопрос недобросовестному работодателю. По факту он не работал в компании, но бывшее руководство продолжало переводить на его счет пенсионные отчисления. Лично звонил начальнику, чтобы выяснить, почему так получилось, что из-за непонятных махинаций пострадал Рашид. В ответ — тишина. Видя, что у многодетного отца есть доход, органы соцзащиты отказали в получении АСП. Мы судились с представителями ведомства, Фемида на нашей стороне. В апреле многодетному папе вновь предстоит сбор документов. Надеемся, что все получится», — верит в положительный исход Игорь Ильин.
Редакция ИА «NewTimes.kz» также надеется, что ситуация героя материала разрешится и он с детьми сможет претендовать на государственную помощь. Наряду с этим корреспондент задалась вопросом: а сколько таких, как Рашид, одиноких мужчин, которые самостоятельно воспитывают детей? Но получить такие статистические данные не удалось. Дело в том, что понятие «отец-одиночка», как и «мать-одиночка», законодательно не закреплено в Казахстане.
«Система социальной поддержки предусматривает разные жизненные ситуации и оказывается семьям, имеющим детей до одного года, многодетным семьям и матерям, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, малообеспеченным, потерявшим кормильца и взявшим детей под опеку или попечительство. При этом основным критерием является наличие детей в семье, а не статус родителей. Таким образом, мерами государственной поддержки в Казахстане в одинаковом размере охвачены все семьи, имеющие детей», — отмечают в министерстве труда и социальной защиты населения РК.
Как добавляют в ведомстве, в законе РК «О жилищных отношениях» дано определение понятия неполной семьи. В таких ячейках общества детей (ребенка) воспитывает один из родителей, в том числе разведенный, вдовый.
«В действующем законодательстве нет официального определения понятия «отец-одиночка» либо «одинокий отец». Если внести определение «отец-одиночка» или «мать-одиночка», это будет противоречить идеологии укрепления семейной политики и приведет к разрушению брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, семейного воспитания, а также может привести к увеличению фиктивных разводов», — сообщили в Минтруда.
В итоге редакция ИА «NewTimes.kz» выяснила, что в профильном ведомстве не ведется учет мужчин, самостоятельно воспитывающих детей. Затем корреспондент обратилась в государственную корпорацию НАО «Правительство для граждан», поскольку туда сдаются необходимые документы для назначения различных пособий, но и там ничем не помогли, отметив, что госвыплаты назначаются независимо от половой принадлежности того, кто подает заявку. Не теряя надежды на получение данных о том, сколько же казахстанских мужчин в одиночку воспитывает сыновей и/или дочерей, редакция обратилась в бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам РК.
«По итогам переписи 2009 года в Казахстане насчитывалось 68 256 семей, состоящих из отцов с детьми. Больше всего таковых в Алматы, Алматинской, Южно-Казахстанской областях. Следующая после 2009-го перепись должна была пройти в 2019 году, но ее перенесли на 2020 год. Из-за пандемии эта процедура запланирована на нынешний, то есть 2021 год», — предоставили сведения в бюро.
*По данным бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам РК
Таким образом, получаем, что Рашид из Акколя не единственный мужчина, который один воспитывает детей, но история каждого из казахстанцев особенная. Самый главный вопрос — все ли они получают достойную помощь от государства?