Бесплатные лекарства и диагностика, доступ к дорогостоящим операциям и последующей реабилитации, профилактические медосмотры — все это нам обещали чиновники, внедряя систему обязательного медицинского страхования в стране. Увы, картина получилась в стиле «Ожидание и реальность». На что же ушли ежемесячные взносы казахстанцев за ОСМС, и удалось ли частичное реформирование системы здравоохранения — читайте в материале ИА «NewTimes.kz».
Система обязательного медицинского страхования в РК вступила в полную силу с января 2020 года. Но сама идея далеко не новая. Инициатива реформировать структуру здравоохранения Казахстана по примеру западных стран возникла еще в далеком 1995 году. В связи, с чем и был создан Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
А действующий закон об ОСМС был принят в 2015 году. Так почему же чиновники так долго тянули с реализацией обязательной медстраховки в стране?
Причин тому несколько. Помимо очевидного социального недовольства, многие указывали на желание государства найти новый источник финансирования Минздрава. Мол, деньги на бесплатную медицину для казахстанцев найдутся и в бюджете, было бы желание. Кроме того, в нашей Конституции указано, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. А значит, введение обязательного социального медицинского страхования частично противоречит главному закону страны.
«Давайте сначала проведем анализ эффективности затрат в системе здравоохранения. Там есть резервы. Те деньги, которые сейчас они хотят собрать через ОСМС — это «правой рукой левое ухо почесать». По сути дела, ОСМС не является страхованием – это просто дополнительный источник финансирования сегодняшнего Минздрава.
Когда мы говорим о переходе к страхованию, это значит: других источников, кроме скорой помощи, нет вообще», — отмечал тогдашний председатель НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.
С критикой социального медстрахования выступали не только в предпринимательской среде. Многие эксперты в сфере здравоохранения указывали на неготовность самих медучреждений к подобным реформам. Мол, не хватает менеджеров, инфраструктуры, кадров. Да и коррупционных схем при этом не избежать, ведь теперь клиники будут ориентироваться не на излечение пациента, а на его «раскрутку».
Какие из этих негативных прогнозов сбылись? Для начала предлагаем оценить итоги первого года реализации медстрахования. В 2020 году поступило 550 млрд взносов и отчислений за ОСМС. То есть, в систему здравоохранения влили свыше 500 млрд тенге.
«За счет этих средств значительно увеличились объемы медуслуг — консультации узких специалистов, диагностика, обследования, услуги дневных стационаров. Наконец, появился доступ к медицинской реабилитации, в том числе для пациентов с постковидным синдромом», — заявил председатель правления НАО «ФСМС» Болат Токежанов.
Но насколько доступны дорогостоящие медуслуги для казахстанцев на самом деле? И не в Алматы или Нур-Султане, а каком-нибудь отдаленном поселке на юге страны.
Чиновники из Минздрава признают: низкая техническая оснащенность медицинских организаций есть в ряде регионов. Так, наименьший уровень доступности наблюдается в Туркестанской, Костанайской, Актюбинской и Алматинской областях. Это значит, что местным акиматам придется дополнительно покупать оборудование за счет бюджета или привлекать инвестиции в рамках государственно-частного партнерства.
О том, что пройти дорогостоящие лечение или получить диагностические услуги в рамках ОСМС почти невозможно, говорят и сами казахстанцы.
«Маму должны по квоте оперировать через две недели, а перечень анализов в прикрепленной поликлинике не может никак сдать. Нам до операции нужно было сделать денситометрию костей, а на бесплатные анализы только место в конце месяца. Как операцию делать? Что за бесплатная помощь такая? Мама ходит еле с больными суставами в поликлинику прикрепленную и толку нет! Обивает пороги только!
Из-за очередей в поликлиниках граждане вынуждены обращаться в медучреждения, где они не прикреплены и вынуждены платить за услуги из собственного кармана. Сохраняется доля граждан, ни разу не обратившихся в свою поликлинику. Не все пациенты используют свое право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, а средства на эти цели выделяются», — возмущается казахстанка Ольга Милова.
Женщина рассказала, что, в конце концов, оплатить дорогостоящее лечение ей пришлось из собственного кармана.
«Оплатили сами все в частной клинике, и приемы специалиста и препараты приобрели для лечения! Будем требовать возврата суммы по чекам или придется скандалить месяцами за такую бесплатную «помощь» и «помощь» за наши же взносы и отчисления, если не будет возврата оплаченных средств», — возмущена она.
К слову, согласно Закону РК «Об ОСМС» взносы необходимо производить ежемесячно. При этом важно, чтобы не было отсутствующих платежей за последние 12 месяцев, начиная с января 2020 года. В случае если есть пропуски, статус «застрахован» не присваивается.
Получается, что даже при страховой медицине расходы населения на поддержание собственного здоровья снизились ненамного. Помимо внушительных счетов в платных клиниках, казахстанцы оплачивают и страховые взносы.
А получим ли мы реабилитацию?
Увы, первый год реализации медицинского страхования совпал по времени с пандемией коронавируса. Конечно, реформировать систему здравоохранения в подобных условиях оказалось в разы сложнее. Но давайте попробуем найти и плюсы?
На сегодняшний день коронавирусной инфекцией переболело более 300 тыс казахстанцев. Все они в той или иной степени нуждались в диагностических услугах (рентген, компьютерная томография, анализы), бесплатных лекарственных препаратах и постковидной реабилитации.
Почти все из вышеперечисленного нам обещало обеспечить государство. В рамках ОСМС, разумеется. Так давайте разберемся по порядку.
Глава ФСМС Болат Токажанов сообщил, что в 2020 году финансирование реабилитации в сравнении с 2019 годом увеличено в 9 раз. То есть, до 56 млрд тенге.
«Это стимулировало открытие новых реабилитационных центров, отделений и кабинетов реабилитации в медицинских организациях. В 2020 году по сравнению с 2019 годом количество поставщиков этих услуг выросло с 64 до 559 медицинских организаций.
И пандемия коронавируса показала, насколько важна реабилитация, и насколько своевременно была реализована эта инициатива. Сейчас в этих центрах и отделениях проходят реабилитацию пациенты с осложнениями после коронавирусной инфекции», — заявил Токежанов.
Тут хочется отметить, что медорганизации оказали реабилитационные услуги на сумму не 56, а 31 млрд тенге. То есть почти в два раза меньше. И только 132 тыс казахстанцев получили реабилитацию в стационарных условиях. И в эту смешную цифру входят не только пациенты, переболевшие COVID-19.
К слову, по итогам прошлого года участниками системы медстрахования являются 85% населения. Это 15,9 млн казахстанцев. Получается, что из почти 16 млн человек возможность пройти реабилитацию в рамках ОСМС получили лишь единицы.
А что с полным доступом к расширенному и улучшенному по составу перечню лекарственных средств? Их ведь обещали предоставлять застрахованным гражданам в любой аптеке страны. Увы, чуда не случилось.
Вспомнить хотя бы ситуацию в казахстанских аптеках во время первой волны вируса. С прилавков исчезли жаропонижающие и противовирусные препараты, антибиотики, зато лекарства появились у перекупщиков по завышенным в разы ценам.
Искать банальный парацетамол больным приходилось в социальных сетях. То есть, приобрести их в аптеках было попросту невозможно. Ни за свой счет, ни в рамках злосчастного ОСМС.
А что с бесплатной диагностикой? Ведь та же компьютерная томография легких стоит совсем недешево — от 20 до 30 тыс тенге в зависимости от региона. Увы, и тут провал.
«Из-за роста заболеваемости наблюдается нехватка КТ-аппаратов. При этом частные клиники существенно повысили расценки на компьютерную томографию легких, что отражается на карманных расходах населения. Соответственно, объемы оказания этой услуги в рамках ОСМС снизились, так как поставщики заинтересованы в предоставлении их на платной основе», — заявили чиновники из Минздрава.
После таких провалов, скандальных увольнений руководителей ТОО «СК-Фармация» и ФСМС, громких коррупционных схем, доверие граждан к системе медстрахования снизилось еще больше. Многие задались логичным вопросом: «Для чего вообще делать ежемесячные отчисления в фонд, если качество услуг оставляет желать лучшего?»
С безобразным отношением к пациентам в государственных поликлиниках сталкиваются даже жители крупных мегаполисов.
«Возможно, в мире наши врачи не на последнем месте, но отношение к людям, которые обращаются в поликлиники, оставляет желать лучшего. Я уже как-то писал про то, как в поликлиниках врачи приписывают ежемесячные плановые осмотры, анализы взрослым и детям, которые годами ни разу не болели и не обращались по месту жительства. Это коснулось и моей жены», — рассказывает алматинец Нурлан Баханов.
По словам мужчины, состояние казахстанской медицины омрачило даже беременность его супруги.
«Моя жена хотела встать на учет по месту жительства в 3 поликлинике Алмалинского района города Алматы. Ее на регистратуре злобно встретили, с отказом отправили к заведующей, а потом сказали: «Вы можете у нас наблюдаться только платно, или езжайте в 10 поликлинику, где вы прописаны», — вспоминает Нурлан.
На следующий день женщина поехала в указанную поликлинику. Хотя в том районе они давно не живут.
«В этой поликлинике заведующая приняла нормально, сама позвонила в 3-ю и все же отправила по месту жительства», — добавляет муж алматинки.
Но там беременной вновь напомнили о каких-то деньгах.
«Какие деньги? А где наши ежемесячные отчисления ОСМС? Жена работает, 15 лет делает отчисления, налоги сдирают с зарплаты. Я работаю, плачу налоги, медстрахование ежемесячно плачу. Где? Куда? За кого мы платим? Чтобы нас вот так разворачивали пинком под зад как бездомных собак?» — возмущается мужчина.
Что же мы получили в сухом остатке? Систему, при которой государство требует, но не может. А люди хотят получать качественные медицинские услуги за те взносы, что платят ежемесячно. Хотят видеть отчетность и прозрачность, а не выдуманные диагнозы в приложении «Damumed» или очередной коррупционный скандал в ФСМС. Хотят чувствовать себя застрахованными, а не обманутыми.