Остаться без работы, а значит, источника дохода для любого человека — страшный сон. Он стал явью для более 448 тыс казахстанцев. Именно столько людей на сегодняшний день числятся безработными в нашей стране. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решила узнать, в каких отраслях жизнедеятельности больше всего тех, кто оказался за бортом трудоустройства, и как борются с безработицей в Казахстане.
Первая мысль, которая охватывает человека, оставшегося без работы, — что делать? Как показывает практика, далеко не все казахстанцы обращаются за помощью в отделы занятости и пособием по безработице. Одни считают, что ловить в этих центрах нечего. К тому же пособие, мол, напоминает, образно говоря, подтяжки для поддержки штанов. Другие, для которых база центров ассоциируется с протокольной волокитой, попросту не хотят светиться в единой системе. В числе тех, кто не желает вставать на учет по безработице только потому, что не желает «проходить в отчетах», — житель Глубоковского района Восточно-Казахстанской области Сергей Филатов. Он несколько лет работал водителем на одном из предприятий области. В начале года компания объявила о закрытии и сокращении штата. Понятно, что ни о какой компенсации речь не шла, люди просто написали заявление по собственному желанию. Сейчас мужчина подал резюме в несколько других предприятий, но, видимо, из-за предпенсионного возраста работодатель не торопится приглашать его.
«Трудоустроиться, когда тебе под 60 лет, нелегко. Руководство компаний, в какую бы ты ни пошел, предпочитают брать молодых. Сейчас, оставшись без постоянной работы, обхожусь калымами — развозом земли, удобрений и т. д. Доход, конечно, небольшой. Но это, кажется, явно больше того, если бы мне выплачивали пособие по безработице», — говорит Сергей Филатов.
Нетрудно догадаться, что таких, как Сергей, в Казахстане много. Оставшиеся без работы люди вынуждены обходиться временными подработками.
«По сравнению с 2019 годом в прошлом году численность безработных выросла на 8 тыс человек и составила 440,8 тыс человек. В 2020 году уровень безработицы составил 4,9%. В соответствии с действующим законодательством, уволенные работники получают социальные выплаты по потере работы от 1 до 6 месяцев, в зависимости от стажа участия в системе обязательного социального страхования и дохода за последние 24 месяца. Выплата осуществляется за счет средств ГФСС в размере до 40% от потерянного дохода. Социальная выплата на случай потери работы за счет средств ГФСС осуществляется вне зависимости от причин увольнения и предназначена для поддержки безработного человека в период, пока он ищет работу», — сообщили в министерстве труда и социальной защиты населения РК.
Добавляется, что на сегодняшний день в Казахстане насчитывается 448 805 безработных. Больше всего их в Алматы, Алматинской и Туркестанской областях.
По данным Минтруда РК
Наибольшее количество безработных по последнему месту работы наблюдается в отраслях оптовой торговли (48,8 тыс), промышленности (36,4 тыс) и строительства (34,6 тыс).
«По сравнению с 2010 годом уровень безработицы значительно снизился. Например, в 2019 году данный показатель составил 4,8%, что ниже по сравнению с 2010 годом на 1% (в 2010 году — 5,8%). Уровень молодежной безработицы также снизился на 2,9%, и составил по итогам 2019 года 3,7% (в 2010 году — 6,6%). Принятие ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции значительно повлияло на рынок труда в Казахстане и во всем мире. Так, по итогам второго и третьего кварталов 2020 года уровень безработицы увеличился на 0,2% и составил 5%. Однако меры государственной поддержки, включая меры по поддержке занятости и бизнеса, позволили снизить уровень безработицы до 4,9%», — говорят в Минтруда.
В бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам РК подтвердили, что за последние три года уровень безработицы в Казахстане практически не меняется и остается на уровне 4,9%.
По данным бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам РК
При этом уровень мужской безработицы, по данным за первый квартал этого года, составляет 4,4%, женской — 5,4%.
Добавим, что в среднем в центры занятости населения Казахстана обращается порядка 29 тыс человек ежемесячно. В прошлом году больше всего тех, кто пришел в органы по содействию занятости, — жители Туркестанской области и Алматы.
Чтобы не допускать роста количества тех, кто остался без работы, с 2017 года начала действовать программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, а после была принята новая антикризисная программа «Дорожная карта занятости», расширен потенциал госпрограммы «Еңбек». К слову, в рамках антикризисной программы «Дорожная карта занятости» в прошлом году было выделено порядка 1 трлн тенге (по «Еңбек» — 50 млрд тенге), нынче — 324,6 млрд тенге.
Таким образом, если верить данным бюро нацстатистики, уровень безработицы за 2019-2020 годы меняется на 0,1%. Но это годовой показатель. А вот за первый квартал, то есть только за три месяца, этого года цифра уже демонстрирует данные прошлых лет. Получается, к концу 2021-го нужно ждать значительного роста безработицы? Помогут ли 324,6 млрд тенге, выделенные на поддержку тех, кого сократили?