2020-2021 учебный год отличался по многим параметрам: большую часть времени казахстанские школьники и учители провели онлайн, осваивали телевизионные уроки или учились соблюдать социальную дистанцию на офлайн-занятиях. Еще одним ноу-хау для отечественной системы образования стали летние школы. Благодаря им МОН РК решило восполнить пробелы в знаниях отстающих школьников. Удалось ли чиновникам нагнать учебную программу и как к этой инициативе отнеслись сами дети, разбиралась журналист ИА «NewTimes.kz».
Пандемия коронавируса порушила планы многих казахстанцев. Даже тех, кто не терял работу или болел опасным вирусом. Речь идет о миллионах казахстанских школьников, которые были вынуждены перейти на дистанционное обучение и временно покинуть школьные стены.
Неудобства для учеников и учителей не закончились даже после традиционной линейки 25 мая. За пару недель до этого министерство образования и науки объявило: дети продолжат обучение летом.
Такое решение было принято в связи со снижением уровня знаний школьников. То, что дистанционное обучение всерьез повлияло на академическую успеваемость детей, признают даже чиновники из МОН РК.
«Это мы видим по результатам анализа электронной системы «Күнделік», также все учителя отмечают снижение успеваемости детей. В связи с этим приняли решение после завершения учебного года, с 26 мая начать организацию работы летних школ, которые будут функционировать до 19 июня», — заявила вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова.
По словам главы МОН Асхата Аймагамбетова, образовательные площадки в первую очередь были необходимы отстающим ученикам.
«Самое большое внимание мы должны уделять слабоуспевающим детям. У нас обычно больше внимания уделяется талантливым, одаренным детям, хорошо успевающим. Есть такая особенность.
Понятно, что с этими детьми, возможно, легче и интереснее работать, но основной фокус нужно сосредоточить на слабоуспевающих детях», — подчеркнул министр.
Сейчас обучение в летних школах в самом разгаре. О том, как организован процесс, журналист NT побеседовала с ученицей 7-го класса и педагогом общеобразовательной средней школы.
Мама внесла в список
«Я закончила 7-й класс в этом году. До этого была почти круглой отличницей, всегда успевала по всем предметам. Но оценки снизились из-за новых предметов. Например, у меня вышла тройка по физике и химии, а по геометрии — четверка.
Не могу сказать, что это связано с дистанционным обучением. Просто тяжело изучать новые дисциплины, они сами по себе сложные. У многих моих одноклассников такая же ситуация», — рассказывает школьница Алина Сагнаева.
Из-за плохой успеваемости родители Алины наняли репетиторов. Девочка посещала индивидуальные занятия три раза в неделю. Это помимо основных школьных уроков на онлайн-платформах.
«Очень уставала, конечно. Особенно с домашними заданиями было трудно, мне в основном репетиторы помогали. Ну и в целом учиться дистанционно мне нравится меньше, чем в обычной школе. Так хоть с учителями, друзьями видишься, они помогают по учебе», — продолжает девочка.
Когда классный руководитель Алины сообщил, что все желающие смогут посещать летнюю школу, многие лишь посмеялись. Кто же захочет учиться летом? Впереди долгожданные каникулы.
«Я сразу отказалась, да почти весь наш класс. Учительница собрала список, там всего пару человек изначально было. А потом она написала нашим родителям — и началось.
Меня мама записала, сказала, что буду ходить обязательно. Даже выбрала за меня предметы, которые я сейчас изучаю: химия, физика, алгебра, геометрия и история Казахстана. Пять уроков», — рассказывает подросток.
По словам Алины, учиться ей несложно. А летняя школа, скорее, похожа на бесплатные факультативы.
«Занятия идут по 40 минут. В день я провожу в школе около 3-4 часов. Устаю несильно, просто надоело очень рано просыпаться. Летом хочется погулять допоздна, а потом выспаться до обеда.
Но и в этом есть свои плюсы. К примеру, после уроков мы с классом идет гулять на футбольное поле, общаемся. Я скучала по этому на карантине. Провожу время с одноклассниками, нас около 15 человек. И оставшаяся часть дня у меня уже свободная, потому что домашние задания нам не дают.
В целом летняя школа — это не так плохо. Подтянула свои знания по некоторым предметам, потому что учителя нам хорошо помогают, объясняют. Думаю, в следующем учебном году летняя школа положительно скажется на учебе, и меньше буду посещать репетиторов.
Конечно, лучше бы мы дополнительно учились на весенних или осенних каникулах. чем летом, когда хочется отдыхать. Да и вообще этот год трудный очень был как для нас, так и для учителей. Мне их тоже жалко, потому что есть ребята, которые совсем отстают. Они с ними даже после занятий остаются, дают им разные задания», — делится впечатлениями школьница.
По словам Алины, она категорически не хочет дистанционно учиться в следующем году. Девочка очень хочет вернуться осенью в школу.
Повторение — мать ученья
«Летнее обучение идет с 26 мая до 19 июня, тут осталось буквально две недельки. Это на самом деле не очень много времени занимает у нас или у детей. В среднем ученики посещают 2-3 урока в день, мы тоже по несколько часов в школе находимся. Ничего страшного в этом нет», — делится своим опытом учительница русского языка и литературы в актюбинской средней школе.
Педагог признается, что изначально к инициативе министерства образования отнеслась с долей скептицизма.
«Например, в нашей школе все перепугались, что мы будем работать без перерыва, то есть вообще все лето. А после этой «дистанционки» покой нам только снится. Конечно, учителя начали возмущаться по поводу оплаты, отпусков и так далее.
Но нас директор успокоил, что летняя школа продлится всего пару недель, а часы будут распределены и оплачены как раньше. Ну и в отпуск все пойдут после 19 июня.
Единственная проблема, что дети сами выбирают предметы и среди них есть самые популярные. Обычно это математика, история, английский, русский и казахский языки, химия, физика и так далее.
То есть те предметы, которые либо сдают на ЕНТ, либо по ним отстают чаще всего. Поэтому у некоторых учителей очень большая нагрузка, а некоторые и вовсе не получили дополнительные часы», — жалуется педагог.
Но, по словам женщины, тяжелее всего приходится не учителям, а детям.
«В моем классе в летнюю школу записалось несколько категорий учеников. Есть отличники, которые, в принципе, заинтересованы в учебе и пользуются этой возможностью.
Есть дети, которых заставили родители. Они уже неплохо учатся, просто взрослые не хотят, чтобы их ребенок прохлаждался дома, поэтому и загружают все его свободное время.
А есть действительно отстающие ученики. Вот им в первую очередь рекомендовано посещать летнюю школу. Потому что в обычное время учителя не могут заниматься с ними индивидуально, давать консультации. Ведь в классе еще 30 человек», — говорит учитель.
Педагог считает, что летняя школа стала хорошим шансом для исправления ошибок прошлого учебного года.
«Во-первых, обучение полностью бесплатное. Многие родители в этом году просто разорились на репетиторах. А если в семье не один, а два-три ребенка и нанимать репетитора надо не по одному предмету, а по трем. Это большая финансовая нагрузка на семейный бюджет.
Во-вторых, это все-таки не традиционные занятия в школах. Детям не дают домашние задания, основной упор делается на теорию и практику. Если в формате дистанционного обучения было тяжело следить за каждым учеников и за тем, как он усвоил материал, то «вживую» это намного проще. Есть возможность подойти к учителю даже после занятий, попросить еще раз все объяснить. Повторение — мать ученья.
А если ученик устал, то он может не посещать некоторые уроки. Это никак не наказывается. Главное, чтобы в этой ситуации родители не давили, соблюдали баланс между учебой и отдыхом. Отдых — это важная часть любого учебного процесса.
Ну и, в принципе, дети соскучились по живому общению. У них занятия идут несколько часов, а потом они идут куда-то гулять, вместе играют. Социализация — такой же необходимый аспект для развития ребенка», — резюмирует учительница.