Невероятная история произошла с пенсионеркой из Нур-Султана Ольгой Рубаховой. Восемь соток земли в дачном массиве, в районе нового железнодорожного вокзала, она обменяла на однокомнатную квартиру в новостройке по проспекту Туран. Уникальность истории в том, что при сносе дач в столице их владельцы никогда не получают равноценное жилье за свои земельные участки, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Cветлана Глушкова.
Эта история началась 14 лет назад в садоводческом кооперативе «Зеленая роща».
Дачный участок с домом в Нур-Султане. Иллюстративное фото.
Отец Ольги Рубаховой (ныне его нет в живых), Василий Силин, ветеран Великой Отечественной войны, приехал на дачу и был ошарашен: дача просто исчезла с лица земли. На ее месте не оказалось ничего. Исчез даже забор, как и жилой железный вагончик, водопровод, инвентарь и зеленые насаждения.
«Мы просто поехали посмотреть, а дачи нет. Под бульдозер все снесено, и даже снят гумусовый слой земли. Это была осень 2007 года. Только закончился дачный сезон. Мы начали везде писать, чтобы узнать, кто это сделал. Позже выяснилось, что это сделали работники квартирного бюро, которые занимались сносом для акимата. Они обманули тогда сторожа дачного кооператива, что с отцом рассчитались, и сравняли дачный участок с землей, на что не имели права. Два соседа, которые были соседями по участку: один договорился с ними, другой — по судам. А наша дача стояла одна. Нам даже уведомление на снос не приходило. Позже оказалось, что отец получил государственный акт на землю и не зарегистрировал его в БТИ, вышло будто у него нет земли. Госакт на землю просто лежал дома», — говорит Ольга Рубахова.
По ее словам, они тогда написали жалобы в полицию и в администрацию президента, открыли уголовное дело. Но быстро его закрыли и ничего не стали расследовать, утверждает Ольга Рубахова. На тот момент в том районе предполагалось построить школу. Землю у дачников изымали под формулировкой «государственные нужды». Позже выяснилось, что никакой школы в этом районе не будет. Несколько раз менялись проекты строительства, и все это растянулось на годы, пока не построили здание нового железнодорожного вокзала. В прошлом году выяснилось, что на месте бывших дач «Зеленой рощи» будут строить жилой комплекс — инвестиционный проект. Акимат столицы участие не принимает, а застройщик самостоятельно договаривается с людьми о сносе. Восемь соток Ольги Рубаховой попали как раз под этот проект.
«У компании-застройщика «АСТ-Стройгрупп» 8 марта этого года заканчивался срок постановления. Они хотели договориться со мной до суда. Сначала они предложили за дачный участок 6,5 миллиона тенге. Я сразу сказала, что знаю рыночную цену своей земли и такой вариант меня не устраивает. Они посмеялись надо мной, мол, это рыночная цена. Они же ищут самые низкие цены на земельные участки. Хотя цена земли в этом районе, там недалеко и депутатский городок, явно не 6,5 миллиона тенге за восемь соток», — говорит Ольга Рубахова.
Спустя какое-то время пенсионерке поступило еще два предложения, которые ее снова не устроили. Позже представители застройщика предложили Ольге Рубаховой снова встретиться и заявили, что «от этого предложения она точно не сможет отказаться».
Жилой комплекс по проспекту Туран, где Ольга Рубахова получила однокомнатную квартиру. Май 2021 года.
Взамен восьми соток дачной земли пенсионерке предложили однокомнатную квартиру в новостройке по проспекту Туран, недалеко от республиканского велотрека.
«У нас получилась барьерная сделка, деньги на руки я не брала. Мы подписали бумаги, и я переехала сюда с мужем. Это, конечно, чудо просто. Никто не ожидал такого, что многолетняя история с нашей дачей закончится так положительно для нас. Чаще всего людям не удается отстоять свои права, и им назначают мизерную компенсацию. И также в большинстве случаев люди готовы взять любые деньги, когда речь заходит про снос их дачи в Астане. Я ни за кем не бегала, только собирала информацию, что будут строить и когда. Терпеливо ждала, дождалась нового вокзала в том районе, и вот потом все решилось, как мне надо», — говорит пенсионерка.
Интересно, что в семье Ольги Рубаховой есть еще одна история со сносом. У ее мужа Александра тоже была дача, которая также пошла под бульдозер под формулировкой «государственные нужды». На месте дачи построили мост. Супруг пенсионерки обращался в суды, но все их проиграл и смог добиться только компенсации 3 миллиона тенге.
Снос жилья под «государственные нужны» уже долгие годы превращает жителей Нур-Султана (ранее Астаны) в бездомных. Для некоторых дача в городе или на его окраинах — единственное жилье. На другое у них просто не хватает денег. Они живут на дачах круглый год, без каких-либо элементарных удобств. На пике строительства в столицу хлынули переселенцы из регионов Казахстана. Все ехали за лучшей жизнью. Годы шли, столица расширялась, а на месте дач появлялись новые больницы, школы, жилые комплексы. Все это сопровождалось сносами и трагедиями целых семей.
В ноябре 2013 года мать четверых детей (на тот момент, позже родился пятый ребенок) Сандугаш Серикбаева вместе с родственницей провела более пяти суток на строительном кране. Она протестовала, отстаивая свой дом в дачном массиве рядом с «Назарбаев Университетом».
Сандугаш Серикбаева на строительном кране. Ноябрь 2013 года.
Сейчас на месте дома многодетной женщины построена «Назарбаев Интеллектуальная школа». Тогда Сандугаш Серикбаева не согласилась с компенсацией 5 миллионов тенге за свое единственное жилье, так как на эту сумму не могла приобрести квартиру в городе.
Позже, в августе 2014 года, пять женщин, среди которых была также Сандугаш Серикбаева, провели 20-дневную голодовку против сноса дома Алтын Червалиевой, тоже «под государственные нужды». Она также была не согласна на компенсацию за свою землю в дачном массиве 5 миллионов тенге. Женщины залезли на крышу дома Червалиевой, в районе проспекта Кошкарбаева, чтобы не допустить его сноса. Но дом был разрушен бульдозером, женщины задержаны, а позже им выписали административные штрафы.
Еще тогда к протестующим против сноса их единственного жилища в виде дачного домика присоединилась Ольга Рубахова. Она была представителем протестующих женщин, помогала им с жалобами в госорганы, занималась разными юридическими вопросами. Все эти годы пенсионерка продолжает писать письма в разные госструктуры — акимат, администрацию президента Казахстана и другие. Ольга Рубахова пытается восстановить права людей, которые получили мизерную компенсацию за свои земельные участки и лишись единственного жилья. В 2015 году Ольга Рубахова зарегистрировала профсоюз социальных и домашних работников «Справедливость».
Ольга Рубахова в новой квартире. Май 2021 года.
По словам Ольги Рубаховой, чтобы получить жилье за свой дачный участок в Астане, надо прежде всего знать его реальную рыночную стоимость. Она также говорит, что нужно самостоятельно сделать оценку своей земли и не соглашаться на первый вариант, который предлагают. Больше шансов получить квартиру, если дача попадет под инвестиционный проект частной компании.