Беглый и криминальный: Каких акимов пережила Восточно-Казахстанская область

Если играть, то по-крупному. Видимо, этим принципом руководствовались акимы, возглавлявшие ВКО на протяжении 30 лет. По крайней мере, именно так думают жители региона. И на это у них есть все основания. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Дмитрий Белов расскажет о том, чем запомнились местным жителям акимы Восточно-Казахстанской области.

Коллаж ИА «NewTimes.kz»

За 30 лет независимости Казахстана в ВКО сменилось 11 акимов, кто-то из них задержался на посту не более года, кто-то намного дольше. На протяжении последних семи лет областью руководит Даниал Ахметов. 

Промышленный потенциал, невероятной красоты природа, соседство с Российской Федерацией и КНР, огромные возможности в сфере сельского хозяйства изначально сделали Восточный Казахстан лакомым куском для многих. 

Судите сами, область с огромной территорией, на которой находятся многие ценные минералы. Край красивейших озер и рек, гор с заснеженными вершинами, бескрайними степями и даже пустынями всегда привлекал туристов. А о преимуществе соседства Казахстана с Россией и Китаем можно и не говорить. Понятно, что за влияние в этой области борются многие.

Фото автора

О первых акимах области информации мало, кроме скупой биографической справки, найти более подробные данные о временах их правления сложно. Да и жители региона сейчас об их деятельности помнят с трудом. Первым главой области стал Амангельды Бектемисов, он возглавлял область с февраля 1992 года по 17 июня 1994 года. Затем были Юрий Лавриненко (июнь 1994-го — ноябрь 1995 года), Леонид Десятник (ноябрь 1995 года — апрель 1996-го), Кажмурат Нагманов (1996-1997 годы) и Виталий Метте, о котором стоит рассказать подробнее. 

Наш аким

Именно так называли Виталия Метте восточноказахстанцы, и, видимо, на то были свои основания. Может, потому, что родом он был из ВКО, из небольшой деревни Козлушка Зыряновского района (ныне район Алтай — прим.), а может, потому, что был одним из многих — металлургом.

Он мечтал стать моряком — и стал. Окончил Севастопольское высшее военно-инженерное училище. Служил на атомной подводной лодке. После вернулся на родину, работал на уникальном в Казахстане предприятии — Ульбинском металлургическом заводе, поднявшись по карьерной лестнице от мастера смены до генерального директора. Был депутатом ВК областного маслихата, затем первым заместителем премьер-министра РК. В марте 1997 года назначен акимом Семипалатинской области, а после Восточно-Казахстанской. 

Фото с сайта datnews.info

В заслугу Виталию Метте ставят то, что руководить ему пришлось в самое непростое для региона, да и страны в целом, время — с 1997 по 2003 годы. Это огромные задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям. Разваленные предприятия. Безработица. Основательно просевший бюджет области. Пожар на бериллиевом производстве, а вслед за ним экологические митинги и недовольство людей, даже попытка переворота в Усть-Каменогорске, когда в 1999 году сотрудниками ДКНБ ВКО были задержаны 22 человека, которые, согласно предъявленному им обвинению, «готовили захват местной администрации». 

За годы руководства Метте доходы области выросли в два раза, бюджет также увеличился, заработало несколько десятков крупных предприятий, начали строиться школы, больницы, причем в отдаленных деревнях и селах. Кстати, в заслугу Виталию Леонидовичу до сих пор ставят и то, что ездил на собственном Mercedes, а не на служебном автомобиле.

Когда на 56-м году жизни он скоропостижно скончался от болезни, зал в Ульбинском металлургическом заводе не вмещал всех пришедших проститься с ним. 

Беглый аким 

Следующие акимы, безусловно, проигрывают в сравнении с Виталием Метте. Речь идет о признании и поддержке народа, однако не по размаху своей деятельности и грандиозным планам. 

Один только Виктор Храпунов, возглавлявший регион с 2004 по 2007 годы, чего стоит! Впрочем, признают сами жители региона, уроженец ВКО (родился будущий аким в селе Предгорном Глубоковского района) запомнился им больше своими делам, когда был акимом Алматы и министром по чрезвычайным ситуациям РК, а также своим бегством в Швейцарию, где, кстати, успешно проживает со своей семьей до сих пор.

Фото с сайта inform.kz

Что касается его деятельности в ВКО, то и здесь есть о чем вспомнить. Например, одним из нашумевших в то время скандалов стала деятельность ТОО «Восточно-Казахстанский инновационный центр «Жардем», учредителем которого являлся акимат области. Схема перераспределения земельных участков, отработанная в Алматы, успешно была применена и в ВКО. Речь идет о здании и земельном участке, которые впоследствии реализовали за 2,5 млн долларов. 

И это не единственный пример. Факты незаконной продажи госимущества в частные руки выявлялись и в последующие годы, более того, многих предпринимателей суд обязывал вернуть объекты в госсобственность.

Криминальный аким

Недолго, но громко руководил областью Адылгазы Бергенев, пробыв в должности акима менее года — с мая 2008-го по март 2009 года. По сути, о деятельности этого руководителя сказать нечего — не успел, так сказать, себя проявить в деле.

Его «ушли» после громкого скандала — драки его подчиненных. На дне рождения заместителя акима Ерлана Нурланбаева подрались аким Улановского района Марат Музапаров и начальник управления физической культуры и спорта Кайрат Орунханов. Последнего избили так, что он попал в больницу, а по факту драки возбудили уголовное дело.

Деятельность акима, который не усмотрел за своими подчиненными, тогда подверг резкой критике глава президентской администрации Аслан Мусин.

«Анализ ситуации в области показал, что аким региона Адылгазы Бергенев не контролирует ситуацию. В вопросах подбора и расстановки кадров находится под влиянием определенных кругов, не обладает самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим президентом страны было принято решение об освобождении акима от занимаемой должности», — сказал Аслан Мусин.

Дальше — больше. 

«В регионе ослаблена борьба с организованной преступностью. Область в течение трех последних лет наиболее подвержена влиянию организованных преступных групп», — говорил тогда руководитель администрации президента.

На область в тот период приходилось каждое седьмое убийство, совершаемое в стране, и каждый третий факт бандитизма. Аслан Мусин заявил о том, что должностные лица ВКО связаны с криминальными структурами. 

«В ВКО произошло слияние должностных лиц области с представителями криминальных структур. Заместитель акима ВКО Даурен Бейсембаев на протяжении длительного времени поддерживает тесные контакты с лидерами организованных преступных групп. В 2002 году он был замешан в преступлении или было на него совершено покушение, однако это дело было прекращено. Бейсембаев в группе лиц совершает хулиганские действия, которые сопровождаются избиением охранника казино. В 2007 году в ночном клубе из-за него возник конфликт, который перерос в групповую драку. Уголовные дела по всем этим фактам были приостановлены», — сообщил Аслан Мусин.

59-летний Бергенев, выпускник Семипалатинского финансово-экономического техникума и Семипалатинского зоотехническо-ветеринарного института, был освобожден от должности.

Активный аким Бардюрбек

Бердибек Сапарбаев в марте 2009-го прибыл в Восточный Казахстан с благородной миссией — навести прядок.

После Бергенева это было как никогда актуально. Впрочем, столкнуться бывшему вице-министру экономики и экс-главе Минтруда пришлось не только с криминалом. Восточный Казахстан долго испытывал на прочность уроженца Кызылординской области.

«У вас здесь что, снег каждый день идет, что вы его убрать не можете?» — отчитывал он чиновников на одном из первых своих совещаний по уборке снега.

«Каждый, — робко отвечали те. — Еще и ночью».

Впрочем, не только зима удивила акима Сапарбаева, свои сюрпризы преподносила и весна.

«Я понял, что здесь бывает только два времени года — зима и сразу лето, когда все, что выпало за зиму, резко начинает таять», — говорил Бердибек Сапарбаев, посещая затопленные паводками дома.

Фото, на котором он в длинных резиновых сапогах и с шестом в руках пробирается через огромные разливы воды, тогда с удовольствием публиковали все газеты и сайты. Что-что, а пиарил он себя красиво. Да и, признаться, было за что. Не зря его сегодня вспоминают как самого активного и непоседливого акима ВКО. 

Фото акимата Актюбинской области

Сам он говорил, что нет ни одного более-менее крупного населенного пункта, где бы он не побывал. А еще его вспоминают как акима, умеющего разговаривать с людьми. Этого тоже не отнимешь у бывшего министра труда и соцзащиты. Будь то старушка из затопленного дома или фермер, у которого скот замерз в степи, бастующие шахтеры или успешные предприниматели, которые вдруг изъявляли желание построить на своей малой родине школы, стадионы и больницы.

Восточноказахстанцам Бердибек Сапарбав запомнился да и областью руководил целых пять лет. Кто-то отмечает, что при нем улучшилась экологическая обстановка, по крайней мере, проводился постоянный мониторинг выбросов на промышленных предприятиях. Кому-то аким запомнился  обязательной бесплатной раздачей в школах ВКО меда и частично молока, кому-то неожиданным посещением рынков и магазинов, где проверял цены на продукты. Но, безусловно, всем заменой бордюров. Именно с этого началась деятельность акима в ВКО, чем немало удивил местных жителей, которые считали, что есть другие, более важные проблемы.  

«Есть ли у меня завод по производству бордюров? Этот вопрос задается мне, наверное, около 15 лет. Началось все с Восточного Казахстана, продолжается в Жамбылской области. Я об этом говорил в ВКО: у меня нет никакого завода. Если бы у меня был завод, может быть, я акимом не работал бы», — отвечал на актуальный вопрос на очередной пресс-конференции Сапарбаев. 

Долгоиграющий аким 

11 ноября 2014 года Бердибека Сапарбаева на посту акима ВКО сменил Даниал Ахметов. Ровно семь лет и один день он руководит регионом. По случайному стечению обстоятельств именно сегодня он отчитывался о том, как это ему удавалось за последний год. За такой долгий срок на посту местным жителям есть что припомнить акиму. 

Ряд скандалов вокруг деятельности Даниала Ахметова, безусловно, не остался без внимания жителей региона. Тем более что ситуация накалилась именно в последний год, поэтому противостояния и недовольства свежи в памяти. Дошло до того, что люди, недовольные руководством, в соцсетях открыто отправляли акима в отставку, а бизнесмены региона перешли к открытому противостоянию, обвиняя его в лоббировании интересов определенных компаний в тендерах. 

Даниал Ахметов даже подал в суд на местных предпринимателей иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. 

Фото с сайта altaynews.kz

Что же касается претензий, которых у жителей региона накопилось к акиму области, то в основном они касаются обострившейся в Семее ситуации с общественным транспортом. Обстановку на родине Абая обострили положение с невозведенной ТЭЦ и недавний мусорный коллапс

На все претензии в акимате области отвечали коротко: «Возмущается кучка обиженных предпринимателей, не способных на конструктивную критику».

Жители Усть-Каменогорска тяжело пережили закрытие завода «Азия Авто», продажу стратегических объектов — Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС инвесторам из ОАЭ, даже закрытие роддома в центре Усть-Каменогорска. Но это одна сторона медали.

Читайте также: Непоправимую пользу не нанес: Как отсиживаются в кресле акима Карагандинской области

Есть у нынешнего акима ВКО видимые заслуги: развитие молочных ферм, возведение масштабных объектов — спортивных комплексов, стадионов, больниц, строительство центра настольного тенниса, а также поддержка малообеспеченных и многодетных семей. 

И, конечно же, популяризация уникальных археологических находок. Раскопки артефактов эпохи древних тюрков активно проводятся в области в последние годы в том числе благодаря поддержке акима Ахметова. И, как итог этой работы, выставка «Золото Великой степи» в британском музее Фитцуильяма, которая вызвала неподдельный восторг и живой интерес не только у любителей истории, но и у обычных людей. Экспозиция включила в себя уникальные артефакты, обнаруженные в курганах Елеке Сазы, Шиликты и Долины царей.

В общем, очень непростыми были прошедшие 30 лет — время восстановления, годы ошибок и побед. Но для каждого из акимов его срок руководства — это целая эпоха личных надежд, свершений или, напротив, разочарований, а еще особой ответственности перед теми, кто их или запомнит навсегда, или через пару лет даже не сможет вспомнить имя и фамилию.