Дымящиеся автобусы и деньги на ветер: Жители ВКО недовольны работой общественного транспорта

Жители Семея и Усть-Каменогорска устали писать жалобы акиму своего региона Даниалу Ахметову. Люди сразу в нескольких городах Восточно-Казахстанской области говорят о нехватке автобусов, неорганизованном графике передвижения и переполненных остановках. Обновить автобусные парки просят и жители Усть-Каменогорска. Горожане жалуются на выхлопы устаревшего транспорта, который травит воздух и здоровье людей. Ведь каждый второй старый автобус извергает в атмосферу 450 опасных соединений, включая углеводороды, формальдегид и сажу. В проблеме разбиралась журналист «ИА NewTimes.kz».

Дымящиеся автобусы и деньги на ветер: Жители ВКО недовольны работой общественного транспорта
Фото: obvk.kz

О том, что Восточно-Казахстанская область провалила проект модернизации общественного транспорта, говорят в течение последних нескольких лет. Эта проблема обсуждается не только на страницах городских-пабликов в Instagram или региональных изданий, но и письмах депутатов к президенту Касым-Жомарту Токаеву. 

Дело в том, что местные власти еще в далеком 2017 году заявляли о своих планах создать муниципальный автопарк и подписать соглашения по модернизации общественного транспорта Усть-Каменогорска и Семея на общую сумму 9,6 млрд тенге с Европейским банком развития и реконструкции.

Однако закупать новые автобусы пришлось не за счет ЕБРР, а на кредитные средства Банка Развития Казахстана. В итоге с помощью государственно-частного партнерства появился муниципальный автобусный парк «Semey Bus». 

Акимат ВКО обязался тогда субсидировать социально значимые маршруты. Конечно, ведь на создание автопарка ушло более 600 млн тенге из бюджета ВКО и более 650 млн тенге частных инвестиций. 

Зато новое предприятие закупило 170 новеньких отечественных автобусов на кредитной основе. И Семей стал первым из региональных городов, который на 100% обновил подвижной состав и ввел электронное билетирование по программе «Цифровой Казахстан». А большинство действующих тогда перевозчиков хоть и выступали против этой идеи, были вынуждены «уйти» с рынка.

Увы, многообещающий Semey Bus набрал внушительную задолженность, еще даже не начав свою деятельность. Автопарк сотрясали скандалы — долги работникам по заработной плате, налоговым отчислениям, пенсионным и медицинским взносам.

Возмущенные водители были вынуждены выходить на забастовки и оставлять горожан без транспорта. Они требовали помощи от местных властей.

В итоге на проблему отреагировали депутаты семейского городского маслихата. Они написали письмо президенту с просьбой повлиять на акимат Восточно-Казахстанской области.

«На сегодня из-за образовавшейся задолженности ТОО «Semey Bus» оказалось в критической ситуации, существует опасность полной остановки парка, что может парализовать жизнь города, привести к коллапсу и вызвать общественный резонанс. Объем перевозок, осуществляемых парком, оценивается 70 процентов от всей маршрутной сети города», — писали депутаты.

О проблемах общественного транспорта говорят и сами жители Семея: 

«В городе не хватает автобусов, не организованы графики их работы, а также горожане не имеют возможности отслеживать местоположение автобусов, как это было раньше. 

Больше половины транспорта, изъятых от компании «Semey Bus», находятся в ненадлежащем состоянии и нуждаются в ремонте, тем не менее, исправные автобусы еще не вышли на маршруты. Это приводит к тому, что все остановки переполнены, а в автобусах одновременно передвигаются слишком большое количество людей, что приводит к отсутствию какого-либо свободного пространства и риску распространения заболеваний во время поездок.

Это происходит в утреннее, обеденное и вечернее — после работы время. Особо сильно эта проблема стала заметна с началом учебного года. Студенты и школьники из школ, которые не наделили школьными автобусами, так же, как и другие люди, которые не имеют возможности передвигаться по городу иными способами, сталкиваются с этой проблемой ежедневно», — жалуется горожанка Эдельвейс Азубаева. 

Недовольны работой областного акимата и жители Усть-Каменогорска. Они требуют от властей срочно обновить автобусные парки и защитить здоровье горожан от вредных выхлопов: 

«Дело в том, что большинство общественных автобусов города Усть-Каменогорск являются старыми моделями транспорта, вследствие чего производят выхлопы сверх нормы. Например, автобусы 7, 10, 32, 260, 262 и тд.

Даже невооруженным глазом видна большая масса черных выхлопов, и уверен, что все жители города Усть-Каменогорск это подтвердят. В нашем городе высокая загрязненность воздуха, и я сам лично страдаю от головных болей в центре города из-за газов», — отмечает местный житель Олжас Болатов.

Мужчина обратился в акимат ВКО с просьбой заменить устаревшие автобусы на более новые модели, которые подходят под норму выхлопа, или же вообще не имеют газовых отходов. 

«В городе Нур-Султан я видел множество электрических автобусов, и думаю, что вы в силах обеспечить нашему городу похожие условия. 

При этом, хотелось бы не снижать количество автобусов по городу, так как это увеличит количество людей и риск заражения COVID-19. Так, мы сможем заметно уменьшить загрязнение воздуха, и как результат, улучшим здоровье населения», — подчеркнул автор обращения. 

К слову, по данным экспертов центра экологической безопасности, каждый второй старый автобус извергает в атмосферу 450 опасных соединений, включая углеводороды, формальдегид и сажу. Единственное верное решение этой проблемы — обновление автобусного парка. Завершить этот процесс чиновники обещают уже к концу текущего года. Остается надеяться, что его не постигнет печальная судьба автопарка «Semey Bus».

Loading...
Айнур Оразбекова -  пятница, 22 октября в 03:29
Умка и Бульдозер: Чем запомнились акимы Южного Казахстана за 30 лет
Жанар Муканова -  вторник, 19 октября в 02:13
Оазис в центре Казахстана
Редактор -  воскресенье, 17 октября в 04:58
«Игра в кальмара» по-казахстански
Айнур Оразбекова -  пятница, 15 октября в 03:50
Новая пятилетка – старые проблемы: Шымкент и его 15 акимов

23 октября, суббота