пятница, 27 мая, 2022
icon
422.01
icon
452.06
icon
6.75
Алматы:
icon
25oC
Нур-Султан:
icon
27oC
Подпишитесь на нас:
Фридом Финанс
Биржа kase признала АО «Фридом Финанс» победителем в 6 номинациях по итогам 2021 года
ffin.kz

«Дорога жизни», или Как делегация из Семипалатинска отправилась в блокадный Ленинград

В центре документации новейшей истории Семея сохранились подлинные доказательства помощи наших земляков жителям блокадного Ленинграда, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева. 78 лет назад советские войска освободили Ленинград от фашистской блокады, которая продлилась 872 дня. Осада города на Неве началась 8 сентября 1941 года, когда гитлеровцы окружили город и сомкнули кольцо. За это время от голода, холода, бомбежек и артобстрелов в городе погибло, по разным данным, от 600 тыс до 1,5 млн человек.

«Дорога жизни», или Как делегация из Семипалатинска отправилась в блокадный Ленинград

Фото: ЦДНИ по ВКО, Семей

Блокадное кольцо прорвали 18 января 1943 года, а 27 января 1944 года блокада была полностью снята. В результате осады Ленинграда немецкими войсками защищающие город советские войска оказались в окружении. Помимо основных сил Ленинградского фронта, в кольце блокады оказалось и гражданское население, которое, согласно статистике современных исследователей, составляло около 2,5 млн жителей.

«По официальным данным, за время действия ледовой дороги, с ноября 1941 года по апрель 1942 года, из блокированного города было эвакуировано более 550 тыс человек и доставлена 361 тыс тонн грузов, из них 262 тыс составило продовольствие. Помощь ленинградцам поступала из всех союзных республик. Конечно же, и трудящиеся Казахстана не остались в стороне. В начале мая  1942 года по инициативе передовых колхозов и коллективов Казахстана началась кампания по сбору подарков для героических защитников Ленинграда», — рассказывает архивист центра документации новейшей истории Семея Наталья Яковлева.

На местах в каждой области создали специальные комиссии, которые занимались организацией всех мероприятий, связанных со сбором и отправкой продуктов блокадному Ленинграду. Деятельность этих комиссий наглядно отражают архивные документы, сохранившиеся в центре.

«Казахстанцы, несмотря на трудные условия военного времени, когда единственная разница от прифронтовой действительности состояла в нахождении их в глубоком тылу, собирали и делились последним с жителями и защитниками блокадного Ленинграда, — делится историческими данными Наталья Яковлева. — Победа в Великой Отечественной войне была одержана благодаря стойкости, смелости и храбрости нашего народа, потому что как на всех фронтах Великой Отечественной войны в составе Советской армии, так и на Ленинградском фронте плечом к плечу воевали представители всех республик, всех национальностей, проживавших в Советском Союзе. Были среди них и казахские воины, воевавшие и на суше, и на море, в составе различных воинских частей на подступах к Ленинграду».

В городском архиве сохранились воспоминания делегата В.Н. Постниковой, которую откомандировали доставить подарки от Семипалатинской области в действующую Красную армию.

 «Областная комиссия при ОК КП(б)К по сбору подарков Красной армии уполномочивает тов. Постникову В.Н., члена делегации по сопровождению подарков, принять груз в количестве 13 вагонов, из них: от мясокомбината 10 вагонов, мяса (в тушах) 70-75 тонн и 3 вагона муки (45 тонн) от заготзерна (мелькомбинат). 7 вагонов с мясом и 3 вагона с мукой отправляются в адрес политуправления Балтийского флота г. Ленинграда, 3 вагона с мясом в адрес партизан Ленинградского фронта», — из доверенности В.Н. Постниковой, председателя заводского комитета Семипалатинского судоремонтного завода, делегированного областным комитетом КП(б) на Ленинградский фронт для сопровождения подарков красноармейцам, от 5 февраля 1943 года. 

По запискам Постниковой, делегацию от Казахской Республики в составе 15 человек возглавлял товарищ Нурмагамбетов, секретарь президиума Верховного совета Казахской ССР. Среди делегатов были заслуженные товарищи с передовых предприятий и колхозов.

Делегация  прибыла в распоряжение партизанского отряда, который находился на отдыхе после долгой операции в тылу врага. Командир партизанского отряда  рассказал ряд эпизодов. Партизаны делились на группы — проводники, связисты и другие. Партизанам-подрывникам было задание взорвать эшелон. Эта задача партизанами была выполнена блестяще. 1500 немцев уничтожили, и на 15 дней была прервана связь вражеских эшелонов. В этой операции партизанский отряд потерял двоих. Уничтожено 34 вражеских карателя. 

«Рассказывали партизаны о помощи колхозников, а именно женщин, девушек. Они выполняют роль разведчиц, скрывают, лечат партизан, пекут для партизанских отрядов хлеб, стирают и чинят белье. Девушки за 10 километров, по болоту приносили партизанам на линию обороны молоко. Партизаны горячо благодарили трудящихся КазССР за привезенные подарки и заверяли нашу делегацию в том, что они оправдают доверие народа в разгроме немецко-фашистских захватчиков: «Будем драться с врагом с железной стойкостью, упорством, как этому учит нас Родина!» — обещали партизаны.

4 марта делегация  отправилась на самолете в Ленинград.  По дороге знакомили делегатов с окрестностями города. Было разрушено очень много домов, но, несмотря на это, город выглядел величественно, сурово и красиво. Работали театры, кино, магазины, трамвайное движение по всему городу.

«5 марта мы посетили крейсер «Киров». Это один из красавцев нашей Балтики, героически защищающий город Ленина в дни величайшей опасности. Война застала крейсер в Риге на защите Таллинна. Крейсер «Киров» из Таллинна огнем своих батарей задерживал подход врагов к Ленинграду (за период войны с крейсера по фашистам выпущено 15 тыс тонн металла)».

Часть личного состава ушла в морскую пехоту. В беседе с личным составом крейсера делегатам рассказали, как команда оказывала жителям Ленинграда большую помощь в восстановлении водопровода, электростанции и трамвайного движения. Также команда работала на заводах, пекла хлеб для жителей Ленинграда. Крейсер «Киров» помогал и проявлял заботу о детях, он имел подшефный детский дом, где находятся дети погибших родителей.

«Личный состав крейсера очень любит «Киров», часто, рискуя жизнью, моряки спасали его, так, например, тов. Кашуба отрезал трос с минами вплотную подошедшего к борту корабля. Мины имели по 300 килограммов взрывчатки каждая. За все героические дела крейсер «Киров» награжден орденом Красного Знамени».

6 марта делегаты посетили гвардейский полк летчиков, где познакомились с героями Советского Союза, потом посетили аэродром, осмотрели самолеты. Побывали у истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, пикировщиков. Звено пикирующих бомбардировщиков показало свою работу в воздухе (были сброшены и обстреляны с воздуха учебные объекты из пулеметов и пушек). 

«Мы видели боевые машины, которые были построены по последнему слову техники. Краснознаменный гвардейский полк принял активное участие в прорыве блокады Ленинграда. Полк сделал 500 тыс вылетов, уничтожил 223 тыс живой силы противника. Летчики эскадрильи сбросили на врага 400 тыс тонн металла». 

Представители Семипалатинской области побывали в Кронштадте — морском городке, неприступной крепости для врагов. Посетили бригаду торпедных катеров и музей Великой Отечественной войны. Побывали на линкоре имени Октябрьской революции, посетили город Шлиссельбург, освобожденный от немецких захватчиков. 

«Проезжая Неву, мы видели сожженные дотла деревни Марьино, Пильно-Мельница, где никакого следа не осталось. Жители часть погибла с голоду, часть зверски замучена, многих угнали в рабство в Германию. Вместо красивого города Шлиссельбурга осталась груда развалин. По улицам разбросаны вещи домашнего обихода, детские кроватки, разбитые швейные машины, посуда и другие. Похоронены на улице танки, самолеты, валяются вражеские снаряды, провода и др. Ситценабивная фабрика превращена в груду камней. Сжимается сердце, когда на все это смотришь, на все варварские разрушения и издевательства».

«Повезли нас и на передовую, где всего два дня, как отбили немца. Ехали лесом, болотом. Туда ехали спокойно, была стрельба, но небольшая, по дороге попадались подбитые танки, немецкие самолеты, убитые, грязные, оборванные, страшные фрицы. Фронт находился от нас в полкилометра. Встретились с бойцами (землянки чистые, удобные, есть электричество). Бойцы принесли баян. Сначала нас хорошо накормили, потом начали беседовать. В этой дивизии 600 человек, награжденных за боевые заслуги орденами и медалями. Здесь на передовой много было бойцов и комсомольского состава казахов, много из Павлодарской области и из Казахстана вообще. Например, тов. Касымбетов, старший лейтенант — казах, имеет медаль за отвагу. Или тов. Султанкулов — замполит батареи, имеет медаль за отвагу, за прорыв блокады Ленинграда, и ряд других заслуженных товарищей».

Перед отъездом гости из соседней республики проехали на машине через Ладожское озеро, по которой в период блокады Ленинграда город снабжался продовольствием и боеприпасами. Это был единственный путь, и называли его «дорогой жизни». В то время по ней проходило до 14 тыс машин с грузом. К Новой Ладоге ехали по новой шоссейной дороге, по которой эвакуировали ленинградцев. На аэродроме их ждал самолет-бомбардировщик, на котором летал Преображенский полк бомбить Берлин. Через Москву наша делегация отправилась домой.

Фото предоставлены центром документации новейшей истории Семея

В статье:
Что думаете об этом?
Написать комментарий
Эксклюзив
Интервью и мнения