четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
443.85
icon
474.3
icon
4.8
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
0oC
1xadv
×

Аким новой области говорит о возрождении судоходства, а в Семее разбирают речной вокзал

Так совпало, что в этом году речной вокзал в Семее отмечает свое 45-летие. В советское время объект судоходства считался одним из лучших в стране. На днях аким области Абай высказался о необходимости возрождения судоходства на Иртыше. Как было раньше и что планируется в будущем, разбиралась корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

Фото Анатолия Тернова
Фото Анатолия Тернова

От здания некогда бывшего речного вокзала в Семее осталось лишь бетонное основание. Развалины появились не из-за стихийного бедствия, причиной стал человек. Дело в том, что сейчас здание речного порта находится в частных руках. Предприниматель не видит объект тем, каким он был раньше. Что будет на месте здания, остается лишь догадываться.

История речного вокзала началась в середине 1970-х годов прошлого века. Именно тогда в Семипалатинске начали возводить причал и здание вокзала на левом берегу Иртыша. Газеты того времени пестрили заголовками о строительстве речной гавани. Журналисты следили за каждым его этапом.

В областной газете «Иртыш» в 1975 году вышла статья под заголовком «Строится речной вокзал». В ней сообщалось, что возводит его строительная организация «Путьрем-9». Сметная стоимость объекта составляла около 2 млн рублей. Отмечалось, что индивидуальный проект был разработан Новосибирским отделением института Гипроречтранс.

По проекту на первом этаже вокзала располагался просторный зал ожидания и ресторан «Чайка», на втором — комната матери и ребенка, службы речного порта, а над зданием возвышалась диспетчерская башня.

«Берег вдоль вокзала строители облицуют железобетонными плитами. По гранитным лестницам пассажиры смогут подняться на привокзальную площадь. Причал рассчитан на одновременный прием трех пассажирских теплоходов. Для выхода на берег будут смонтированы пять лестничных сходов, высоту которых можно регулировать в зависимости от уровня воды», — писала о грандиозных планах местная газета.

Огромную помощь в монтажных работах в то время оказали комсомольцы города. Больше двух лет велось строительство речного вокзала. В 1977 году стратегический объект сдали в эксплуатацию. Речную гавань назвали одним из лучших сооружений не только города, но и республики.

«Теплоходы, быстроходные «Ракеты» и «Mетеоры» ходили до Усть-Каменогорска, Павлодара и дальше до Омска. Еще был плавучий дом отдыха и прогулочные теплоходы, на которых можно было выезжать на природу. Для тех регионов, где нет реки, такой вокзал был очень заманчивым местом для посещения», — вспоминает почетный строитель РК Николай Исаев.

Но в начале 90-х речное пароходство пришло в упадок и вокзал был полностью отдан под ресторан. Но и развлекательное учреждение там просуществовало недолго. Объект был забыт и заброшен, несмотря на то, что здание находится в центральной части города. Рядом расположены старинная мечеть Тыныбая и гостиница «Турист».

В 2014 году речной вокзал попытались возродить. Тогда в городском управлении внутренней политики сообщили, что один из предпринимателей города выкупил здание и прилегающую территорию. Планы были многообещающими — в здании бизнесмен хотел разместить современный развлекательный центр. При этом вокзал не утратил бы свое настоящее предназначение, уверяли тогда журналистов в городском акимате.

Предполагалось, что с причала будут отплывать шесть «Ракет» в сторону Павлодара. Но проект так и остался на бумаге, и о речном порте все снова забыли. В конце 2021 года уникальный объект, который за 30 лет пришел в упадок, начали постепенно сносить.

«Его нужно было сохранить! — считает Николай Исаев. — Это же сложное сооружение. Здесь не столько сам вокзал, сколько причал уникален. Ведь там определенные сложности, при строительстве велась особая инженерная подготовка. Здание речного вокзала — интересное сооружение. Там рядом большая площадь, которую можно было бы передать под сквер, открыть игровые площадки. Одним словом, нет хозяина. Надо было речной вокзал оставить в государственной собственности».

В городском отделе архитектуры и градостроительства в курсе, что уникальный объект сносят, но разводят руками. Он находится в частной собственности.

«Здание около 15 лет было заброшено. Объект друг другу перепродавали, а он еще был заложен в банке. И вот последний владелец начал туда проводить водопровод и канализацию, а потом решил снести его. ГАСК дал заключение, что здание в аварийном состоянии. Нынешний владелец хотел вначале построить бизнес-центр, а потом жилой дом. Проекты мы еще не видели», — пояснил руководитель отдела Ардак Исатаев.

Недавно на развалинах речного вокзала побывал аким вновь образованной области Абай и заявил, что в областном центре просто необходимо возродить судоходство на Иртыше.

«Еще когда меня только назначили акимом, я говорил о желании возродить судоходство на Иртыше. Известно, что для любого корабля, как и полагается, нужен пирс. В принципе, это все очень просто. Сегодня мы решили посмотреть состояние нашего бывшего речного вокзала», — сказал Нурлан Уранхаев.

Он также отметил, что для возрождения судоходства в городе есть все необходимое, а главное, инвесторы.

«У нас есть предложения, есть инвесторы. Раньше между Усть-Каменогорском и Омском через Семей ходили «Ракеты» — наша гордость. Стоило бы судоходство возобновить. Да и, мне кажется, всем уже изрядно надоело ездить по дорогам. Три с половиной часа с учетом шлюзования из Усть-Каменогорска до Семея не так долго. Думаю, многие будут ездить. Что касается грузоперевозок — это отдельная тема, со счетов ее не сбрасываем, но там уже нужны будут другие инвесторы», — заявил аким Абайской области.

При этом в отделе архитектуры и градостроительства Семея рассказали, что по плану детальной планировки на данной территории находится речной вокзал. Чтобы построить там многоэтажку или бизнес-центр, необходимо внести изменения в документы, но пока от владельца никаких проектов по строительству не поступало. Также пока неясно, как власти намерены возрождать речной порт, который находится в частной собственности.

Фото Анатолия Тернова и краеведческого общества «Прииртышье»

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 9
Сочувствую 1
Возмутительно 0