Многие казахстанцы с инвалидностью не знают, что на них государство выделяет огромные средства. Им положено жилье, местные курорты (2 недели в год), оплата услуг помощников. Для каждого человека в зависимости от рода заболевания составляется индивидуальная программа реабилитации. Но как все это получить – решил разобраться автор ИА «NewTimes.kz» Куат Керей.
В конце августа в Алматы прошла третья летняя школа «Адвокация в пользу людей с инвалидностью: навыки активистов и новая реальность».
Каждый казахстанец с инвалидностью должен знать, на что может претендовать. А именно, полагаются две коляски (домашняя и прогулочная), памперсы (по 2 штуке в день), пеленки (по одной штуке в день), тальк, туторы (приспособление для выравнивания стоп), ортопедическая обувь и многое другое. Незрячим и слабовидящим полагаются ноутбуки, смартфоны, тифлокомпьютер, до 15-16 разных гаджетов.
Но как это все получить? К сожалению, хоть это все установлено законодательно, государство по возможности старается выдавать только самый минимум. И единственный действенный способ — это подавать жалобы. Но нужно знать, кому писать жалобы. Они должны быть обоснованы соответствующими законами. Это и было одной из целью летней школы.
Незнание того, что человеку положено — эта одна из главных проблем нашего общества. Приходя в департаменты соцзащиты и другие госорганы, часто замечаю пренебрежительно-барское поведение сотрудников и заискивание пришедших людей, как будто они приходят выпрашивать милостыню, а не за своими законными правами, на которые государство уже выделило деньги. Поэтому люди должны знать, на что они имеют право.
Начать можно с Конвенции по правам инвалидов (документ ООН, который Казахстан ратифицировал в 2015году). Вроде логично, так как в статье 4 пункта 3 Конституции сказано, «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами».
Но здесь есть один момент, Казахстан не подписал Факультативный протокол, и получается, вроде есть закон, но за его неисполнение никого нельзя привлечь к ответственности. И даже если вы подадите жалобу в комитет ООН по правам инвалидов или ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека), их решения будут носить исключительно рекомендательный характер.
Результативнее будет, если вы изучите «Приказ министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 3 марта 2015 года № 10370».Естественно с последними поправками.
В документе указано, какой соцгруппе, что положено. Но для полного понимания своих прав вам также необходимо изучить «Классификатор технических вспомогательных (компенсаторных) средств, специальных средств передвижения и услуг, предоставляемых инвалидам». Приказ министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года № 502. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 27 декабря 2021 года № 26087.
Но даже после изучения этих документов, не факт, что вам начнут выдавать что положено. Поэтому после подачи заявления подготовьтесь к возможному отказу. И если поступил отказ, пишите жалобу через eGov или eOtinish, также можно подать жалобу в прокуратуру. После того, как сотрудники увидят, что вы знаете свои права, и готовы за них бороться, скорее всего вы начнете получать то, что вам положено.
Второй целью школы был нетворкинг, потому что для системных изменений нужны общие усилия. Как например после многочисленных жалоб, ЛСИ смогли сами выбирать санатории для отдыха, раньше они могли ездить только по месту жительства и это заставило санатории конкурировать за клиентов.
Также участники с разных регионов Казахстана могли изучить положительный опыт друг друга, ведь ЛСИ сталкиваются в основном с одними и теми же проблемами. Пример Ж.Сулейменова, который выиграл суд против пяти автопарков, которые не хотели выдвигать пандусы для людей на коляске и оставляли на морозе. После победы в суде в столичных автобусах стали выдвигать пандусы для всех людей на колясках. И хотя в Казахстане отсутствует прецедентное право, алгоритм подачи жалоб один. И другие участники могут использовать этот опыт для своих регионов.
Еще одна проблема связана с возможностью посещать банки. Не все БВУ оснащены пандусами с правильным углом подъема, кнопками вызова, окошками на уровне лиц на коляске. Кроме того, невозможно снять деньги, потому что на коляске не подъедешь к банкомату. Также отсутствуют рабочие приложения для незрячих.
«Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева» помогла ЛСИ выиграть пару дел против банков. И поэтому были приглашены представители трех банков — Kaspi, Народный банк, БанкЦентрКредит и агентство по регулированию финансового рынка , которые отчитались о проделанной работе, направленной на улучшение обслуживания ЛСИ.
И самая сложная проблема для всех регионов — это получение жилья, так как большинство жителей Казахстана живут в домах, построенных в советское время и не могут самостоятельно выйти из них. Они, по сути, оказываются узниками своих квартир. Очередь на жилье включает все социально-уязвимые слои населения (многодетных, матерей особенных детей, ЛСИ, сирот и т.д) и движется с черепашьей скоростью.
Одним из способов решения данного вопроса было предложение менять жилье с доплатой от государства. То есть у тех людей с инвалидность., у кого имеется своя квартира, но она не соответствует СНИПам (отсутствует пандус, лифт), менять, но то жилье, где есть эти приспособления. Конечно, это тоже расходы, но ведь дешевле поменять с доплатой, чем покупать заново и очередь пойдет быстрее. Все подобные замечания собираются и используются при написании Альтернативного доклада.
Напоследок хочу сказать, что летняя школа — это не только междусобойчик, где люди могут приехать и выпустить пар, но это и возможность составления отчета о реальной ситуации в стране, или Альтернативный доклад. Казахстан после подписания Конвенции по правам инвалидов отчитывается перед комитетом ООН о том, что он сделал для улучшения жизни ЛСИ. Когда приезжают комиссары, их водят по левому берегу столицы, утверждая, что у нас везде так и Казахстан доступен для инвалидов на 90%. Для проверки красивой статистики Комитет обращается к местным НПО людей с инвалидностью, которые и предоставляют Альтернативный доклад.