В Кентау, безнадежно дотационном моногороде на южных склонах Каратау, завершается, если верить официальным отчетам, первый этап реконструкции старейшего в стране теплоэнергоцентра. ТЭЦ-5 дал первое тепло и электричество в 1934 году. Обеспечивал теплом, электроэнергией, паром и горячей водой предприятия горно-обогатительного комбината «Ачполиметалл» и Кентау. Теперь только немногочисленные старожилы упомнят, что когда-то во всех многоэтажках была централизованная горячая вода. Между тем тариф на отопление в Кентау повысили на 35,9%, а по реконструкции остаются вопросы. Подробнее — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Игоря Лунина.
Лозунг президента «Тарифы в обмен на инвестиции» уже успешно реализуется в самых отдаленных от столицы уголках страны. На местах с большим и вполне предсказуемым рвением инициативу бросились исполнять именно в такой последовательности. Сначала тарифы, потом инвестиции и реконструкции.
С середины 90-х годов прошлого века после уничтожения комбината, затопления шахт и прочих радостей свободного рынка ТЭЦ-5, по сути, памятник промышленной архитектуры 30-50-х годов XX века. Теперь для Кентау это символ безвозвратно ушедшего процветания и постоянной головной боли. Предприятие, на тот момент вполне исправное и манившее дармовой прибылью, приватизировали. Потом оно много раз переходило из рук в руки. Неожиданно выяснилось, что собирать с нищего населения города безработных деньги за отопление не так просто, как казалось. В «умелых и хозяйственных руках» частников ТЭЦ закономерно ветшала и разрушалась.
По оценке госкомиссии, в нынешнем году износ оборудования ТЭЦ-5 составил 87%. Центр отнесен к красной зоне аварийной опасности.
«В этом году на ТЭЦ-5 начался первый этап реконструкции, — рассказал аким Кентау Жандос Тасов. — До этого ограничивались ежегодным текущим ремонтом. Общая стоимость работ — 13,7 млрд тенге. До начала отопительного сезона планируем отремонтировать четыре котла. Больше просто физически не успеем. Заменим 6,6 километра 500-миллиметровой подающей тепломагистрали».
Полностью программа реконструкции Кентауского ТЭЦ, разработанная акиматом Туркестанской области и одобренная правительством, должна завершиться в 2025 году. Предварительная цена вопроса — 37 млрд тенге. Но кто же знает, что и сколько у нас будет стоить завтра?
Деньги предстоит освоить для наших небогатых мест немалые. Непосредственно перед началом работ по первому этапу спешно заменили директора ГКП «Кентау сервис». Начальник ЖКХ города ушел с должности сам. Наверное, просто совпадение по времени.
Начавшаяся реконструкция для старенького ТЭЦ — не первая. В конце 00-х во время первого пришествия в область Умирзака Шукеева на аналогичном проекте было освоено 7,5 млрд тенге. По тем временам и тому курсу сумма огромная. Потом, в 2012-м, всем миром ликвидировали аварию — ТЭЦ и город заморозило. Конечная сумма осталась неизвестной. Об этих исторических подробностях власти сегодня вспоминать не любят. На деньги, освоенные другими и давно, шубу не сошьешь...
Городские власти рассчитывают, что после завершения реконструкции смогут найти средства на восстановление выработки электроэнергии. Сейчас в рабочем состоянии одна турбина из двух. Она вырабатывает 5,5 МгВт/час и только на собственные нужды предприятия.
Восстановление ТЭЦ-5 хотя бы в первоначальном виде — мечта городской администрации. Центр после многолетнего плавания по мутным рыночным водам вернули в 2011 году в собственность города. На фоне успешно проведенной здесь в 90-е деиндустриализации ГКП «Кентау сервис» могло бы стать серьезным источником пополнения городского бюджета и не только. При проектной мощности 48 МгВт/час он способен обеспечить потребность в электроэнергии весь округ Кентау (город и четыре села) плюс рабочие места для горожан, давно не избалованных спросом на рынке труда.
Но все это планы и перспективы. Пока что, не дожидаясь окончания даже первого этапа реконструкции, дирекция ТЭЦ-5 добилась резкого повышения тарифа на ближайшие пять лет. Собственно, тарифную заявку они подали в ДКРЕМ области еще до начала работ на ТЭЦ. В сентябре ее предсказуемо утвердили. С 1 ноября кентаусцы будут платить за один квадратный метр 78,5 тенге вместо прежних 50,16. Удивительно, но 14 тыс абонентов это сильно огорчило.
Притом что качество сервиса от «Кентау сервис» в обозримом будущем вряд ли повысится. Специалисты обращают внимание и на то, что в отличие от водо- и газоснабжения количество и качество теплоносителя от энергоцентра не контролируется ничем и никем.
«До прихода рынка теплоснабжение городов не было коммерческим, — пояснил член региональной комиссии по тарифной политике при ДКРЕМ по Туркестанской области Анатолий Юлдашев, — но было качественным, потому что учет был поставлен на должном техническом и организационном уровне. Количество и качество теплоносителя замерялись на выходе и возврате в ТЭЦ приборами и соответствовали стандарту. Казалось бы, если тепло у нас стало товаром и продается по рыночным ценам потребителям, продавец — ГКП «Кентау сервис» должно быть жизненно заинтересовано в его скрупулезном учете. К тому же закон обязывает.
Нам все уши прожужжали, убеждая, что приборы учета выгодны не только поставщикам, но и потребителям коммунальных услуг. Без инструментального подомового учета невозможно установить ни нормальные договорные отношения между продавцом и потребителем услуги, ни справедливое распределение платежей между отдельными квартирами дома. Раньше на каждой ТЭЦ, котельной, на всех магистральных и внутриквартальных трубопроводах стояли эти самые приборы учета. Отпуск от каждого теплоисточника обязательно фиксировался. Это позволяло контролировать потери в теплосетях, без чего невозможна нормальная работа ТЭЦ. Особый контроль был за теплоизоляцией трубопроводов. По показателям приборов учета тепла рассчитывалась эффективность использования топлива, воды и других ресурсов ТЭЦ. У энергетиков были в режиме реального времени все данные для определения эффективности работы. Сегодня им выгоднее «не знать» реальных показателей».
Реальность в Кентау с оголенными наружными теплотрассами, ржавеющими по всему городу, такова, что ТЭЦ отапливает не только жилые и служебные помещения, но и атмосферу, внося свой посильный вклад в глобальное потепление.
«Потери тепла на пути от ТЭЦ до абонента по нормативу, заложенному в тариф, — 17,2%. Реальные — в районе 30%, — говорит аким города Жандос Тасов. — Есть участки трубопроводов еще 60-х годов. Все сети наружные. Так изначально было».
Треть постоянных потерь на пути от ТЭЦ к городу — это оценка от работников «Кентау сервис». Сколько на самом деле тепла, а значит, сожженного для его выработки угля уходит в воздух, не знает даже наша всезнающая статистика.
«Повышение тарифа на тепло — вынужденная мера, — объяснил начальник отдела ЖКХ Кентау Талгат Искаков. — Действующий компенсационный тариф (установлен на 2021-2023 годы после вмешательства депутата маслихата области М. Лимаренко, до этого был 150 тенге/кв. метр — прим.) не покрывал даже текущих расходов. Росла кредиторская задолженность ГКП «Кентау сервис». Работники не получали своевременно заработную плату. Новый тариф позволит решить эти многолетние проблемы».
Зима на носу и запуск Кентауского ТЭЦ волнуют не только жителей города. Зачастил на объект аким области Дархан Сатыбалды. Недавно прошелся по корпусам центра премьер-министр страны Алихан Смаилов.
«Четыре котла уже готовы к работе. Дополнительно будут капитально отремонтированы еще два. Это должно обеспечить стабильную работу ТЭЦ в предстоящем отопительном сезоне. Он начнется в Кентау 1 ноября», — решил глава правительства.
Кентаусцы ждут чуда. Но копившиеся годами проблемы теплоснабжения почти стотысячного города просто реконструкцией ТЭЦ не решить. Тут, как в старом анекдоте, всю систему менять надо.
Утром 1 ноября, в день объявленного премьер-министром старта отопительного сезона, в отдельно взятом Кентау горожане проснулись в холодных квартирах. ТЭЦ-5 признаков жизни не подает. Хорошо, что теплая погода пока позволяет обходиться без отопления. Возможно, глава правительства не в курсе, что центральное отопление в наших городах начинают подключать не по календарю, а по совокупности среднесуточных температур воздуха за трое суток.
«Добившись в очередной раз повышения тарифа, — считает член региональной комиссии по тарифной политике Анатолий Юлдашев, — предприятие просто латает самые большие дыры в своем хозяйстве. Сам принцип расчета тарифов необходимо менять. Сейчас это арифметическая абстракция: просто делят все предполагаемые в следующем отопительном сезоне затраты поставщика на сумму, полученную им в прошлом сезоне за реализацию тепла. С реальным производством получаемая цифра никак не пересекается».
За отопительный сезон ТЭЦ-5 сжигает 110 тыс тонн угля и 720 тонн жидкого топлива (700 тонн мазута и 20 тонн дизеля). Топливо закупается за счет бюджета города.
Уголь и прочее на ТЭЦ-5 доставляются автомашинами от железнодорожной станции Туркестан, что в 40 километрах. При необходимом на зиму объеме это добавляет к его стоимости немалые деньги. Железнодорожная линия Туркестан — Кентау — ТЭЦ-5 — в частной собственности. Ветка от Кентау до ТЭЦ владельцем давно разобрана на металлолом.
Освоение денег на реконструкции Кентауской ТЭЦ только начинается. Отдельный маленький человек со своими засоренными стояками и ограниченными размером пенсии или зарплаты финансовыми возможностями вообще в расчет при таких операциях не берется. Разве что он немного интересует сильных мира сего как плательщик. Но не индивидуально, а только в массе. Так что по большому счету все мы немного инвесторы.