Акимат города, который теперь то ли кіші-полис (у нас и такое возможно), то ли мега-аул (как назвал его незабвенный Умирзак Шукеев), поделился планами развития дорожной сети. Интересно уже с самого начала: откуда вдруг такая сеть взялась в городе, где хаотичная точечная застройка продолжается, а новые районы возникают не по градостроительной логике, а в результате «жесткого торга» с очередной компанией-застройщиком? Мифы и реальность о дорогах в Шымкенте — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Игоря Лунина.
«Если они имеют в виду транспортную схему города, — говорит руководитель группы общественного мониторинга Бауыржан Исалиев, — которая вообще-то должна быть неотъемлемой частью генерального плана развития населенного пункта, то она, как явление, отсутствует уже лет 30. Сегодня сложно даже растолковать чиновникам, ответственным за городские автодороги, что это такое. Если в двух словах, то транспортная схема — перспективный план развития автодорожной сети в комплексе с общественным транспортом и всей его инфраструктурой. Ну и где она в Шымкенте? В последние годы у нас только точечно строятся развязки, которые ничего не развязывают, зато бесконечно ремонтируются. В вялотекущем режиме продолжается старый советский долгострой — проспект Кунаева, который должен был еще по аскаровскому генплану начала 80-х годов прошлого века обеспечить сквозной проезд через город с юга на север. О какой системе вообще можно говорить?»
Пока прокладка проспекта Кунаева, то замирая, то вспыхивая вновь, идет уже не одно десятилетие, на его пути по левому берегу реки Бадам стремительно растет сектор жилой застройки. Несколько лет назад там еще и целый военный городок прибавился. Наверное, тоже по генплану...
Сколько этих генеральных планов развития у Шымкента последние три десятилетия уже было, не упомнят даже старожилы! А изменения и уточнения можно по числу акимов города посчитать. Всяк непременно хотел свою руку приложить. И мозги. К сожалению.
С началом весны работы на линии проспекта возобновились. Всего проект состоит из семи этапов. Завершены работы и введены в эксплуатацию 1-й, 3-й и 4-й этапы, продолжаются строительные работы по реализации 2-го и 5-го. Ведутся работы по первому и второму этапу строительства продолжения улицы Утегенова. Акимат планирует до конца года завершить второй этап на Кунаева и 1-й, 2-й на Утегенова.
На дорожной ситуации в городе все эти реализованные этапы и освоенные бюджетные миллиарды не скажутся никак. Шымкент летом уже привычно замирает в пробках. Масштаб явления, конечно, еще не алматинский, но мы к нему уверенно идем.
Все это, если ходить или пытаться ездить на машине по родному городу, в глаза бросается. А если сверху и в общем, то...
«В Шымкенте развитие улично-дорожной сети проводится комплексно и системно, в соответствии с градостроительным планом. В настоящее время акимат прилагает все усилия, чтобы дорожная инфраструктура города отвечала современным требованиям. Комплексное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры направлено на повышение качества дорог, которое повлияет на снижение ДТП и значительное снижение загруженности улиц», — сообщила на днях пресс-служба акимата.
Этот бы оптимизм да в производственных целях применить.
Открытие сезона автодорожного строительства и ремонта комфорта шымкентским водителям и пешеходам не прибавило. Хотя масштабы задуманного впечатляют. Наконец-то очередь дошла до перешедших на баланс города отрезков старой объездной автодороги. Она давным-давно стала внутригородской. В этом году продолжат ее восстановление. Работы по реконструкции северного объезда города — автодороги А-2 взяты на особый контроль акима. Чем это нам всем грозит, уточнить не удалось. Но звучит сурово. Здесь запланировано всего восемь этапов, по участкам автодороги. Три уже завершены. До конца года закончат работы по 4-му, 7-му и 8-му. 5-й и 6-й сдадут в эксплуатацию в следующем году. А там уже 1-й, 2-й и 3-й пора будет на средний ремонт ставить. Дорожникам отсутствие подрядов не грозит, пока в бюджете есть деньги.
Самая эпичная пробка в Шымкенте в час пик образуется на проспекте Байдибек би. Для его разгрузки и уменьшения заторов начали капитальный ремонт примыкающих улиц Жана коныс, Изенди, Тамшыбулак, Юсупова. На очереди улица Алтынсарина. Средний ремонт до конца года будет завершен на 144 улицах протяженностью 92,6 километра.
«Для организации безопасного дорожного движения, — говорит начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Ролан Ибрагимов, — планируется провести ямочный ремонт на магистральных и внутриквартальных улицах и тем самым восстановить 420 тыс квадратных метров дорожного покрытия. Помимо реализации крупных проектов по строительству и ремонту городских автодорог, проводится работа по содержанию и модернизации улично-дорожной сети: текущий ремонт дорог и тротуаров общего пользования, установка технических средств организации дорожного движения — дорожных знаков, разметки, светофоров».
В Шымкенте решено опробовать новые технологии и материалы строительства и ремонта автодорог. Они должны обеспечить продление сроков службы дорожного полотна.
«На десяти городских улицах, — рассказал директор Шымкентского филиала национального центра качества дорожных активов Мухтар Дуйсембеков, — применят технологию ресайклинга. На восьми магистральных улицах — технологию микросюрфейсинга. Этот метод позволяет проводить работы при низких температурах, существенно расширяя сроки дорожно-строительного сезона. На центральных улицах города начнут устанавливать «плавающие» люки. Это исключит в дальнейшем провалы крышек люков и их разрушение из-за транспортной нагрузки».
Продолжится и вторая, после смены тротуарной плитки и бордюров, по объемам освоения бюджета работа по замене автобусных остановок. Из 1886 штук, числящихся в городе, 838 все еще «старого образца». Не отвечающие, в общем. Новые образцы остановок еще не придумали, но обязательно сделают. Не хуже и уж точно не дешевле предыдущих.
До конца года установят и обновят 4 тыс дорожных знаков, 39 светофоров. Для повышения пропускной способности перекрестков и автоматизации на 190 светофорных объектах установят интеллектуальные транспортные системы. До 2026 года все светофорные объекты в городе будут полностью подключены к ИТС. И, что особенно вдохновляет шымкентских водителей, на опасных участках улиц города, возле школ и детских садов установят 1,5 километра искусственных дорожных неровностей в дополнение к никем не подсчитанному количеству «естественных».
То, что все эти интеллектуальные изыски мало отражаются на реальном положении в автодорожном движении огромного города, сверху тоже незаметно. Хотя наши чиновники вроде бы еще перемещаются в пространстве на автомобилях. Давно замечено, что вид из окна служебной машины совсем другой. Оптимистичнее, что ли.
«Движение само по себе уже цель, — шутит руководитель группы общественного мониторинга Бауыржан Исалиев. — Это всяко лучше, чем ничего. Может, когда-нибудь дойдет и до разработки комплексной транспортной схемы города, и генпланы под каждую хотелку акимов и застройщиков не будут переделывать. Будем надеяться на лучшее. Худшее приходит само. Регулярно».
Фото автора