Знатоки истории презентовали реестр старинных зданий города, представляющих исторический, архитектурный и культурный интерес. Какая работа была проделана членами краеведческого общества «Прииртышье», узнавала собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.
Кто хоть раз бывал в Семее, знает: его архитектура является отражением не только времени, но и этнокультурного своеобразия города. Здесь есть улочки, будто перенесенные из Европы. Есть район с красноречивым названием Татарский край, называвшийся раньше Татарская слобода. Есть уникальная деревянная мечеть и сохранившаяся чудом с дореволюционной поры православная церковь. Есть великолепные образцы деревянного зодчества, сталинского ампира, советского классицизма.
Таких домов, как в Татарском крае, больше нет нигде. Нигде в Казахстане вы больше не найдете брандмауэрных стен, возведенных между строениями. Подобным образом в городе защищались от возможных пожаров, эти сооружения сохранились только в Семее. Именно здесь чудом остались привокзальные дома, которые до революции строились как типовые по всей железной дороге. Это живая история.
А водопроводная башня? В городе действовал первый в Казахстане водопровод, в память о нем остался великолепный объект.
В истории города был такой период, когда градостроительная политика Семея сводилась к тому, чтобы вывести здания в историческом центре из реестра памятников, снести их и отдать участок под коммерческий объект. Но, несмотря на потери, Семей все еще богат зданиями с интересным бэкграундом и особенной архитектурой. Они представляют собой мощный потенциал для развития туризма. Часть из них, увы, сегодня в столь плачевном состоянии, что, возможно, показывать туристам скоро будет нечего. Хотя глава государства присвоил Семею статус исторического центра и неоднократно в своих выступлениях призывал семейчан «сохранять то, что у нас есть».
Сохранить здания шанс есть. В краеведческом обществе «Прииртышье» представили реестр, в который внесены уникальные здания. Это результат многолетнего тщательного исследования, включающего анализ документов, изучение архивов и общение с владельцами зданий. Как рассказала краевед Екатерина Гуляева, взявшись за работу над реестром, краеведы задались целью выявить старинные здания Семея, представляющие исторический, архитектурный и культурный интерес.
«В первую очередь мы должны были провести мониторинг тех зданий, которые у нас в городе на сегодняшний день есть. Скажу сразу: мы сумели охватить только малую часть. В реестр вошло 58 зданий. Это немало, но и не полностью охвачены старинные здания. Провели мониторинг зданий в Татарском крае, центральной части города, немножко левого берега и некоторых других районов нашего города. И часть из этих домов, которые мы выявили, в последующем будем комиссионно представлять, чтобы придать им статус исторических памятников, чтобы они были под охраной государства», – рассказала Екатерина Гуляева.
Краевед Павел Жуков рассказал о самом реестре. Помимо названий, в документ включены фотографии зданий, адрес их расположения, небольшой фрагмент их истории, и особенная деталь – геоданные.
«Если обратить внимание, один из разделов – геоданные. В нашем городе сейчас сложилась такая парадоксальная ситуация, что найти нужное здание достаточно сложно. Несколько раз переименовывались улицы, менялась нумерация домов, а справочника, который позволит сказать, где находится та или иная улица, и как она называлась пять лет назад, нет. Поэтому мы решили, что не будем заострять внимание на названиях улиц, которые менялись и будут меняться еще, а укажем координаты», – рассказал Павел Николаевич.
При этом краевед говорит, что каждое здание – это не просто каменная конструкция, а свидетель истории, отражение жизни и традиций тех времен, когда они были построены. И сохранение этих объектов не только обязанность перед прошлым, но и инвестиция в будущее. Они могут стать культурной и туристической особенностью областного центра, привлекая внимание и принося пользу как местным жителям, так и гостям.
«После реставрации многие старинные дома могут стать полезными для города – в них можно открыть ремесленные мастерские, общественные центры либо именно в них перенести туристические агентства. Неоднократно краеведческое общество выступало с предложением создать в нашем городе район исторической застройки, где сохранились бы эти дома. И не просто стояли бы в не очень приглядном виде, а чтобы они были отреставрированы, чтобы эти дома работали на город, на людей. Такие вещи надо сохранять. Город должен иметь свое лицо. В нашем городе можно снимать исторические фильмы. Режиссеры даже говорят: у вас можно снимать с одной точки», – рассказал Павел Жуков.
В создании реестра краеведам помог общественник Аскар Садиков. Он перенес данные о старинных зданиях в формат Google-карт. Перейдя по ссылке или отсканировав QR-код, пользователь получит доступ к подборке геометок с расположением зданий, описанных в реестре, сможет увидеть их фото и прочитать небольшую информацию о здании.
«Вы спокойно можете со своего телефона отсканировать данный QR-код и воспользоваться картой в любой момент. Если имеются какие-то проблемы с языком, так как реестр на платформе Google Maps, он переводится на 89 языков мира. Кроме того, вы можете дополнить данные реестра, потому что там есть данные для обратной связи с краеведческим обществом», – рассказал активист.
В ходе презентации реестра краеведы задались вопросом: что в ближайшем будущем показывать гостям – безликие коробки из бетона и пластика? Такие можно увидеть в любом городе.
Пока краеведы бьются за сохранение исторических зданий, купеческий особняк по адресу: Найманбаева, 187, к слову, охраняемый государством, вновь пытались снести. История сноса уникального здания началась еще в июне 2021 года. Тогда оно не было внесено в реестр памятников истории и культуры. Статус старинное здание приобрело лишь в 2023 году. Теперь история повторяется. По мнению краеведов, совершен акт вандализма, так как владелец здания, несмотря на то что знает о том, что объект находится в реестре памятников культуры, все же позволяет себе умышленно его разрушать.
«Мы считаем, что совершен акт вандализма, потому что по определению вандализм – это умышленное разрушение объектов, составляющих культурную ценность. Закон говорит, что нельзя разрушать памятники, тем более находящиеся в реестре памятников. А это здание в него включено, и всем это известно. Заявление в полицию мы написали, – рассказал краевед Павел Жуков. – Если бы это была первая попытка сноса, можно было бы объяснить это просто незнанием законодательства. Но это уже четвертая попытка уничтожения здания. То есть потихоньку ребята пытаются разрушить здание, чтобы потом можно было сказать: «Смотрите, а что тут сохранять?» Состоялся судебный процесс, на котором владельцы его проиграли. Им было сказано, что трогать ничего нельзя. Но теперь они пригласили экспертную комиссию, чтобы доказать, что здание не подлежит реставрации и ремонту и должно быть снесено».
А территория, на которой расположен купеческий особняк, просто утопает в мусоре. Здесь же обитают люди без определенного места жительства. Они разводят костры, чтобы согреться, сортируют мусор, выбирая что-нибудь подходящее для себя, обустраивают свой быт. В городском акимате заверяют, что в ближайшее время здесь будет наведен порядок.
«Мы усилим охрану, сотрудникам участковой полиции поручим, чтобы усилили наблюдение за этим объектом. Рассматриваем также вопрос о выделении камер. Как будут выделены камеры, обязательно сюда поставим. Точно не могу сказать, когда это будет, потому что по всему городу камер не хватает. Мы не можем сейчас взять камеры откуда-то и установить сюда. Но при дополнительном выделении обязательно их установим здесь. Также владельца земельного участка привлечем к ответственности за мусор, а при неисполнении им поручения своими силами уберем. Но будем делать все возможное, чтобы владелец сам почистил территорию. В любом случае мы все здесь почистим», – пояснил заместитель акима Семея Арайбек Хамзаев.
Когда происходит очередное «покушение» на особняк, владельца в городе нет. Да и в городском акимате его никто в глаза не видел. Знают лишь о планах построить на месте особняка многоэтажку. Не видели владельца территории и представители городского отдела культуры и развития языков. Тем не менее руководитель отдела Маржан Бахатова заверяет, что судьба здания ей небезразлична. И им хотелось бы, чтобы здесь в будущем работал детский развивающий центр или центр народного творчества.
Самое интересное во всей этой истории с купеческим особняком то, что здание, строительство которого датировано 1844 годом, исчезло из кадастровых документов еще два года назад. Этим и решили воспользоваться бизнесмены и намеревались снести строение, однако краеведы общества «Прииртышье» помешали сносу памятника, забив тревогу и обратившись в городской отдел культуры и развития языков с просьбой придать этому особняку статус памятника. Так, власти внесли дом в список предварительного учета объектов историко-культурного наследия. Однако, несмотря на это, бизнесмены продолжали зариться на здание. Тогда зданию решили присвоить долгожданный статус памятника. Но радоваться пришлось недолго: полтора года назад территорию выкупил нынешний владелец, который намеревался построить здесь многоэтажку. Что интересно, в документах на участке дома нет. Загадкой остается и то, как бывшему владельцу удалось продать участок с документацией, не соответствующей реальности.
В январе этого года владелец здания подал в суд на акимат области Абай. Его возмутило, что он не может снести здание и начать строительство. По словам одного из адвокатов истца, в июле прошлого года он получил письмо от управления культуры и развития языков области Абай о необходимости заключить охранное свидетельство, где владелец ставится в известность о наличии на его территории памятника. Более того, владелец, согласно документу, обязуется сохранить здание в целости и сохранности.
Однако, по словам представителя истца, на момент приобретения участка, когда были проверены правоустанавливающие и идентификационные документы, было установлено, что никаких строений на тот момент, согласно правовому кадастру, не имелось. Кроме того, адвокат истца поставила под сомнение законность проведенной ранее экспертизы.
В ходе процесса адвокат упомянула принятые ранее решения о сносе здания – в 1985 и 2022 годах. Тогда, в 2022 году, по ее словам, здание и должны были снести, и, несмотря на то что активисты помешали его сносу, на бумаге строение уже снесено, а значит, и в реальности его быть не должно. Причем владельцу предложили взамен участок в развивающемся микрорайоне Карагайлы. Но он наотрез отказался. Специализированный межрайонный административный суд области Абай вынес долгожданное решение в пользу акимата. Теперь сторона владельца здания готовится к апелляции и настаивает на том, чтобы лишить здание статуса исторического объекта.
Фото автора