Казахстанские дети продолжают употреблять «одноразки», несмотря на запрет на продажу вейпов. Закон, ограничивающий реализацию таких устройств, позволяет выявлять и наказывать продавцов, но полностью решить проблему пока не удалось.
Казахстанская молодежь продолжает курить вейпы, а продавцы сбывают «запрещенку» в Сети, частных домах, на барахолке. Треть участников соцопроса готова купить гаджеты с никотином на «черном» рынке и только 8,9 % зависимых могут бросить курить. Такую картину выявил социальный проект «Юность без вейпов», организованный общественниками.
Что мешает детям и молодежи вырваться из «вейпового плена» — в материале корреспондента ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
Проект «Юность без вейпов» реализовал ОФ «Детский фонд Казахстана». Его цель — профилактика вейпинга среди подростков и лиц до 21 года. Проект охватил Астану, Алматы, Усть-Каменогорск и Шымкент, где организаторы провели комплекс мероприятий с участием школьников и молодежи.
«В начале проекта мы организовали соцопрос среди нашей целевой аудитории. На вопрос: «Как вы поступите, если не будет возможности приобретать вейпы?», 62,7 % респондентов ответили, что вернутся к сигаретам. Только 8,9 % предпочли полностью отказаться от курения, а 31,1 % ответили, что будут покупать вейпы на «черном» рынке». Увы, данная тенденция не изменилась и по сей день», — рассказала директор ОФ «Детский фонд Казахстана» Эльвира Ватлина на пресс-конференции, посвященной завершению социального проекта «Юность без вейпов».
«Мы, конечно, изучали, почему вейпы так популярны среди молодежи. Сегодня «парят» и подростки в аулах, и дети в элитных школах. Прежде всего, в вейпах их привлекает отсутствие табачного запаха — родители не всегда могут понять, что курит его ребенок. Также устройства удобные, небольшие, привлекательно выглядят. Кроме того, до сих пор бытует миф о том, что курить вейпы менее опасно, чем сигареты», — отметил юрист филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности в городе Астана Артур Алхастов.
Учащиеся школ и студенты вузов, которым рассказывали о запрете на продажу вейпов, не всегда в полной мере понимают последствия их употребления. Такое мнение высказал член Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел РК Куат Рахимбердин.
«Выступая в Атырау на заседании Национального курултае в марте 2024 года, глава государства определил пять главных зол для нашего общества. Одно из них — вейпинг, который может привести к наркотической зависимости. У потребления вейпов далеко идущие последствия. Важно, что в рамках проекта, реализованного в крупных регионах Казахстана, запущен механизм осведомленности о вреде вейпов, который будет работать и дальше», — считает Куат Рахимбердин.
Директор Карагандинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Юрий Гусаков заявил, что из-за вейпов безопасность личности в стране оказалась... под большим знаком вопроса.
«На мой взгляд, запрет на вейпы введен слишком рано. Ситуация не продумана до конца, продавцам этой продукции не предоставили достаточные сроки для ее реализации и бизнес ушел в тень. А потому сегодня вейпы без проблем можно приобрести в социальных сетях. Надо отдать должное Минздраву, министерству просвещения и МВД, которые предпринимают шаги по улучшению ситуации. Но, к сожалению, ни правительство, ни НПП «Атамекен» не стали локомотивом и флагманом в борьбе с этим злом», — отметил Юрий Гусаков.
Сегодня вейпинг законодательно запрещен в более чем 30 странах. В июне прошлого года данный список пополнил Казахстан.
«Несмотря на принятый в нашей стране закон о запрете вейпов, выявляются новые факты появления этой продукции в Казахстане. Это говорит о том, что на вейпы у нас есть спрос. Это подтверждают и данные нашего исследования в Астане, мониторинг интернет-площадок, которые наиболее активно занимались реализацией данной продукции. На торговой площадке ОLX, в Instagram и Telegram активно идет продажа вейпов. Эти факты доведены до министерства внутренних дел Казахстана и до парламентариев», — добавила Эльвира Ватлина.
Вейпы реализуют через мессенджеры и угроза привлечения к уголовной ответственность за эту деятельность продавцов не останавливает, отметили участники встречи.
«Одно из лидирующих мест занимает Telegram, он пользуется невероятной популярностью среди нелегальных торговцев, и, соответственно, среди потребителей», — сказал Артур Алхастов.
По его словам, мессенджер предоставляет условия для анонимности, позволяет скрывать действия, быстро распространять информацию, создавать боты, которые без участия человека обрабатывают заявки.
«Это особая форма угрозы, особенно для детей и подростков, которая в поиске развлечений, пагубных пристрастий и привычек может привести под влияние нелегальной торговли вейпами. Уход от легальной торговли вейпами в теневой сегмент — проблема для правоохранительных органов в вопросах поиска преступников и пресечения каналов распространения. Здесь должен быть комплексный подход, который, сожалению, до сих пор в Казахстане отсутствует. Стоит признать, что наша страна не добилась успеха в борьбе с нелегальной электронной торговлей. Но, помимо этого, должна быть осознанная борьба граждан с таким явлением и неприятие его со стороны общества, важна активная гражданская позиция», — считает Артур Алхастов.
Алматы — один из лидеров теневого бизнеса по продаже вейпов, говорит координатор проекта «Юность без вейпов» в Алматы Марат Сайбеков.
«Сегодня реализация вейповой продукции из административных нарушений переведена в ряд уголовных наказаний. Несмотря на это, теневой бизнес процветает. Алматы является одним из лидеров в этом плане. Любую продукцию можно заказать через тех же доставщиков, курьеров. В Алматы вейпы активно продают в нижней части города, на барахолке, в частных домах. Также эту продукцию можно найти в продуктовых магазинах в центре мегаполиса. В нашем городе выявлено много фактов реализации вейповой продукции. Она вывозится и уничтожается тоннами. Ответственность за продажу вейпов в нашей стране очень жесткая», — рассказал Марат Сайбеков.
Нарушителям запрета на продажу и распространение вейпов, а также связанных с ними ароматизаторов и жидкостей грозит штраф до 200 МРП (786 тыс тенге в 2025 году — прим. Авт), исправительные работы или арест до 50 суток.
За ввоз и производство вейпов предусмотрен штраф до 2000 МРП (около 7,8 млн тенге — прим. Авт.),или исправительные работы в том же размере, либо общественные работы до 600 часов или ограничение/ лишение свободы до двух лет.
Если действия совершены преступной группой, неоднократно, с извлечением особо крупной прибыли, грозит штраф до 5000 МРП (19 млн в 2025 году — прим. Авт), либо общественные работы до 1 200 часов, или ограничение/лишение свободы на срок до 5 лет.
По данным Национального центра общественного здоровья РК, в Казахстане 9,8% подростков в возрасте 11 — 15 лет регулярно потребляют электронные сигареты или вейпы. Специалисты отмечают: часто и те, и другие представляют как безобидную альтернативу курению, на самом деле это не так.
Употребление вейпов и электронных сигарет может привести к тяжелым заболеваниям легких, развитию сердечно-сосудистых патологий с раннего возраста, а также ряду случаев физических травм, включая ожоги от взрывов и неисправностей, инвалидизации и смертельным случаям.