Единственный в городе детский сад с казахским языком обучения закрывается. Родители обвиняют власти в бездействии и готовят акцию протеста.
В Степногорске закрылся единственный детский сад, где обучение велось на государственном языке. Родители считают, что причина не в санитарных нарушениях, а в равнодушии властей и бюрократических барьерах. Они обратились во все возможные инстанции и пригрозили привести 75 малышей под здание городского управления санитарно-эпидемиологического контроля.
Садик «Райхан-Ана» был вынужден приостановить работу в апреле после того, как санитарная служба отказала в выдаче необходимого заключения. Без него детсад не может получить государственный заказ, а значит — работать.
«Они ссылаются на то, что мы арендуем помещения в здании, где якобы есть организации, не связанные с детским развитием. Хотя мебельный салон уже давно не работает, а остальные арендаторы — это кружки, студии праздников и центры дополнительного образования. В городе просто нет отдельно стоящих зданий, куда можно было бы переехать», – говорит основательница сада Айгерім Тауірбаева.
Отказ санитарной службы основан на несоответствии нормам: упоминаются пункты 24 и 29 санитарных правил. По ним дошкольное учреждение должно находиться в отдельно стоящем здании или на первых этажах жилых домов, а по соседству не должно быть «несвязанных» объектов.
«Почему в других посёлках — например, Бестобе или Заводском — работают детсады рядом с магазинами и аптеками, а у нас нельзя? Разве наши дети не заслуживают тех же условий?» — говорят возмущенные родители дошколят.
В Региональной палате предпринимателей «Атамекен» подтвердили, что «Райхан-Ана» арендует изолированный блок здания с отдельным входом.
«По нашей информации, свободных отдельно стоящих зданий в коммунальной собственности нет. Новые здания под сады не строятся. Комиссия, посетившая объект 17 марта, нарушений не выявила. Мы считаем отказы необоснованными», — прокомментировали в палате.
Речь идёт о здании бывшего детсада «Жаворонок», который работал с 1984 года. Позже его продали в частные руки, и теперь акимат, по словам родителей, «смотрит сквозь пальцы» на происходящее.
Сегодня в Степногорске в очереди на место в детсадах стоят около 800 детей. Закрытие «Райхан-Ана» усугубило и без того острую проблему — особенно для казахоязычных семей.
«Это был единственный детсад с полностью казахским языком обучения. Остальные — смешанные или русскоязычные. Кроме того, здесь была развозка, а для семей без машины — это огромная помощь», — прокомментировала руководитель городского отдела образования Алтын Оспанова.
Она уточнила, что только восьмерых детей устроили в другие сады. Остальные родители требуют восстановить работу «Райхан-Ана».
Председатель Степногорского маслихата Олжас Джагпаров считает, что ситуация требует срочной реакции:
«Предприниматель создала 75 мест для детей, открыла 15 рабочих мест. Это важный социальный проект. Есть ощущение, что СЭС действует избирательно. Похожая ситуация уже была с франшизой Happy Cake. В итоге 75 детей остались без дошкольного образования на казахском языке», — прокомментировал он.
Пока чиновники отмалчиваются, Айгерім Тауірбаева оказалась в долговой ловушке. Она вложила в ремонт и оборудование сада порядка 5 миллионов тенге. Большинство воспитанников — из социально уязвимых семей, и за их пребывание в саду она не получила оплату с января по март.
«Я задолжала 2 миллиона за аренду, 3 миллиона — персоналу, миллион — поставщикам продуктов. Я кормила детей бесплатно три месяца, веря, что власти разберутся. Но в акимате мне в итоге сказали: “Мы ничем не можем помочь”», — рассказала она.
Мириться с таким решением родители не намерены. Они записали видеообращение, направили письма в СЭС, акимат, Министерство образования и депутатам.
«Если нас не услышат — приведём детей к зданию санэпидслужбы. Пусть посмотрят в глаза тем, кого они лишили языка, уюта и права на детство», — заявили родители.
Подготовила Асель Турар