Представитель 7-летнего мальчика из села Абай Курмангазы Мусир рассказал на личной странице о нарушениях своих прав со стороны прокуратуры и ДВД ЮКО по делу 7-летнего мальчика из села Абай. На его повествование в Facebook’е живо отреагировали общественники, в том числе Аружан Саин, которая тоже разразилась возмущенным постом, полным вопросов, передает ИА «NewTimes.kz».
Курмангазы Мусир рассказал о том, как развиваются события после того, как он подал заявление в УСБ ДВД ЮКО на начальника криминальной полиции за «угрозы и давление». По словам юриста, после заведения уголовного дела по статье «Превышение власти или должностных полномочий» он подал ходатайство о передаче расследования Спецпрокурорам Генпрокуратуры. Но прокуратура ЮКО отказала ему в этом без каких-либо объяснений. Ходатайство о признании главы криминальной полиции подозреваемым тоже отклонили. Также Курмангазы Мусир рассказывает, что директор школы Бейбиткуль Селтанова подала на апелляцию: ранее суд вынес решение в его пользу по делу «о клевете». Юрист делится в своей публикации и другими подозрениями и мыслями обо всей этой ситуации.
«Добрые люди, народ, друзья, кто-нибудь подскажите, все эти проблемы на мою голову из-за того, что я помог 7-летнему моему односельчанину и его бабушке защитить их права? Не из-за этого ли меня сейчас пытаются преследовать? Либо проверяют, в какой же момент я «сломаюсь» или «подкуплюсь»? К их большому сожалению, этого не будет никогда! Я ЗА ПРАВДУ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЗАКОН! Я НИКОГДА НЕ СДАМСЯ и НЕ ПРЕДАМ СВОИХ ДОВЕРИТЕЛЕЙ! Я не из тех адвокатов, которым нужен PR. Я — обычный сельский юрист. Возможно, моя вина в том, что я ни перед кем не пошел на компромисс. Разве это плохо? Разве упорство и преданность во имя добра не должно поощряться? С каких пор ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И НАДЗОРНЫЕ органы встали ЗА ущемление прав людей? Вот поеду в Астану и все подробно расскажу Нурсултану Абишевичу. Подробно обо всем и на всех пожалуюсь», — пишет Курмангазы Мусир.
«Неравнодушные жители бьются как рыба об лед»
Общественный деятель и директор благотворительного фонда Аружан Саин позднее тоже опубликовала пост как реакцию на повествование юриста.
«Мы не понимаем, что происходит в ЮКО! Что за заколдованный круг какой-то в отношении ситуации с бедным мальчиком! Курмангазы Мусир и неравнодушные жители бьются как рыба об лед, и вообще непонятно, почему возникают такие вещи? Ведь все предельно просто и с точки зрения закона есть только один путь — правовой, а получается, что кому-то закон в стране не писан? Мы хотим еще раз объяснить, ПОЧЕМУ ситуация по ответственности лиц, связанных с бездействием чиновников и ряда граждан в Абае в отношении ребенка, предположительно страдавшего от сексуального насилия на протяжении долгого времени, никаким образом не зависит от следствия, которое ведется в отношении самого факта насилия. Не зависит их ответственность, потому что факты могут подтверждаться или нет, но каждый из них ОБЯЗАН ДЕЛАТЬ СВОЮ РАБОТУ! Тем более, что тут речь о детях!» — пишет Аружан.
Она уверена, что ни у кого не было бы претензий к полиции и системе образования, если бы была проведена «своевременная и объективная проверка поступавших жалоб».
«Но нет же, директор школы подает в суд на защитников ребенка, вместо того, чтобы выступить перед народом и сказать, мол, «я была не права, да, я несерьезно отнеслась к жалобам ребенка, бабушки и их представителей и тем самым поступила не по закону. Я сделала это не со зла, но впредь никогда такого не допустила бы». И, с точки зрения местных сотрудников полиции, такой шаг сделал бы честь их мундиру, в конце концов, ведь именно такие ситуации сильно влияют на авторитет правоохранительных органов! Позвольте процитировать из интервью. Что должна была сделать директор школы, независимо от фамилии, которую она носит? Пришла бабушка, она ей рассказывает страшные вещи, она говорит о том, что ребенка насилуют. Что должен сделать любой гражданин Казахстана – любой директор, начальник, чиновник любого уровня, неважно. Граждане нашей страны по закону обязаны сообщить о совершившемся, пусть предположительно, преступлении в полицию. Она должна была позвонить в полицию, вызвать тут же представителей ДВД или РУВД и передать бабушку с ребенком правоохранительным органам. Потому что она не имеет права ни проводить никакие психологические беседы с ребенком, ни проводить никакие следственные действия, ни вызывать на беседу всех этих потенциальных насильников. Речь идет не о том, что они учебники у него забрали, плюнули в него резинкой, побили за школой. Речь идет об уголовно наказуемом преступлении. Это повсеместно нарушается. Все пытаются решить своими силами как какие-то внутренние проблемы, а не идти предусмотренным для этого законом путем», — считает Аружан Саин.
Более того, Аружан уверена, что их «считали бы героями», если бы директор школы постаралась помочь ребенку, в том числе обратившись к тому самому главе криминальной полиции, который, судя по имеющейся информации, ее родственник.
«Если бы директор поступила по закону... А если у нее еще действительно одна фамилия с начальником криминальной полиции ДВД ЮКО, она бы еще позвонила и сказала: родственник, у меня ребенка обижают, возьми, пожалуйста, под свой контроль, это ведь ребенок. Тогда вообще было бы все по-другому: они были бы героями, они были бы людьми, которые защитили ребенка, разобрались в ситуации, как положено по закону. Проведенная тогда честная и своевременная экспертиза сняла бы не только неясные вопросы, но и напряжение в обществе, которое все больше и больше не доверяет власти. Еще и депутат мог выехать в эту школу. Он же уважаемый человек, приехал бы, сказал: я депутат, так-то рос, вырос человеком, и вы тоже можете, дети, также. То есть все было бы по-другому, если бы каждый сделал все по закону, если бы сразу они это заявление приняли, начали бы расследовать, не дошло бы до этого обращения к народу. А потом получилось еще хуже: ребенка сняли с поезда полицейские, то есть потом началось такое… Для нас эта ситуация – такой шок, и мы понимаем, что в регионах ситуация намного сложнее и хуже. Пока есть такие неравнодушные граждане, как Курмангазы Мусир, Динмухамед Артыков, Жанна Нурсеитова и многие другие, кто в своих регионах на местах стараются защищать детей и страну в целом, у нас есть надежда, что система будет работать так, как прописано в нашем законодательстве и конституции Казахстана», — подытожила общественница.
В завершение Аружан Саин благодарит тех, кто оказывает финансовую помощь мальчику из Абая — семьи Асель и Еркина Татишевых, Анар и Айдына Рахимбаевых, Аиды и Нурали Алиевых.
Напомним, бабушка 7-летнего мальчика из села Абай Сарыагашского района ЮКО полгода обивала пороги кабинетов, жалуясь, что ее внука, ученика 1 класса, по его словам, несколько месяцев избивают и насилуют старшеклассники из соседней школы.
Газета «С-ИНФОРМ» Сарыагашского района, сообщившая эти факты, связала попытки замять скандал с тем, что директор одной из школ села Абай — сноха депутата местного маслихата и председателя профсоюза в системе районного образования, а ее деверь является одним из больших начальников в ДВД Южно-Казахстанской области.
История мальчика имела эффект разорвавшейся бомбы. Казахстанские НПО и волонтеры организовали для ребенка и его бабушки поездку в Алматы для проведения независимой экспертизы. Но их силой сняли с поезда и увезли в полицию. Позже выяснилось, что это была спецоперация ДВД ЮКО.
Сообщалось, что мать мальчика не может установить местонахождение сына и бабушки в Астане. 16 февраля детский омбудсмен Загипа Балиева на пресс-конференции с журналистами опровергла это заявление. В этот же день, вечером мама мальчика приехала в Астану, до этого находилась на заработках в Алматы. Как рассказала Аружан Саин после встречи с ней, молодая женщина является единственным кормильцем своей семьи.
Позже юрист Динмухамед Артыков и доверенное лицо мальчика и его матери Курмангазы Мусир сделали видеообращение. Они заявили, что им угрожает начальник криминальной полиции ЮКО, а позже обратились в управление собственной безопасности ДВД ЮКО. После этого они подали на него заявление в полицию. 5 апреля стало известно, что на начальника управления криминальной полиции ДВД ЮКО завели дело по статье «Превышение власти или должностных полномочий».
ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.