пятница, 26 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
10oC
1xadv
×

Туалеты, риск на колесах и таинственный объект: Что не так с пережившей реконструкцию улицей Панфилова в Алматы? (ФОТО)

Алматы – город зарождающегося урбанизма: здесь робко пробиваются, как цветки из-под асфальта, редкие участки, где пешеходы, велосипедисты, играющие дети и сторонники ЗОЖ чувствуют себя хозяевами положения. Это город, где недружелюбная среда, оккупированная автомобилями и стихийными парковками, уступает место — правда, пока на локальном уровне — паркам, велосипедным и пешеходным дорожкам и общественным пространствам, которые, как это ни странно, также являются важной частью инфраструктуры любого приличного мегаполиса.Каждый горожанин имеет право на пространство, где он может чувствовать себя безопасно и комфортно, и улица Панфилова, пережившая глобальную реконструкцию, трансформировалась из автомобильной в пешеходную. Начинаясь у Арбата, она простирается до ГАТОБа, став основным генератором пешеходного трафика и туристического потока. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» прогулялся по Панфилова с экс-руководительницей проекта ПРООН «Устойчивый транспорт Алматы» и директором общественного фонда VeloFriends Елена Ерзакович, которая поделилась своими впечатлениями от увиденного.

Фото: NewTimes.kz / @Арнур Мамытбеков
Фото: NewTimes.kz / @Арнур Мамытбеков

Пешеходная часть улицы Панфилова начинается на алматинском Арбате (улица Жибек Жолы), который также является важной частью этого пространства, созданного для пешеходов. И на этой улице сейчас происходят довольно странные вещи. Например, участки, отведенные для фонтанов и состоящие из неприкрытого грунта, сейчас наглухо запечатываются брусчаткой.

«Согласитесь, это спорное решение – ведь эти места можно было отвести под посадку деревьев. Алматинский Арбат летом нуждается в зеленых насаждениях, которые дают тень и дополнительную прохладу людям, гуляющим по нему. А наш город, благодаря таким «инновациям», становится все менее зеленым», – отмечает Елена Ерзакович.

Мы доходим по Арбату до Панфилова, поднимаемся до улицы Гоголя и подмечаем странности, которые сразу вызывают вопросы. Сначала рассмотрим проезжую часть и пешеходные переходы.

«Скорость автотранспорта здесь регулируется только знаками, и нет никакого возвышения, которое бы заставляло водителей снижать скорость перед проездом пешеходного перехода. Некоторые водители проносятся со скоростью, которая явно выше разрешенной, порой игнорируя идущих пешеходов, что создает аварийные ситуации и не дает чувства защищенности на этом участке», —замечает Елена. Таких въездов и пересечений на Панфилова много, и пока их не переделают — назвать эту пешеходную улицу безопасной можно только условно.

Выше улицы Гоголя можно увидеть детскую и спортивные площадки, которые находятся в опасной близости от проезжей части и примыкают к зоне, где по Панфилова проезжают и паркуются автомобили.

«Как мы видим, расположение детской игровой зоны довольно неудачное. Дети находятся в опасной близости от проезжей части и дышат автомобильными выхлопами. Помимо этого, нет никаких ограничителей и заграждений, отделяющих этот игровой участок от идущих людей и едущих автомобилей, а это совершенно неправильно. Такие участки – игровые, спортивные — лучше размещать подальше от дороги, например, в парковой зеленой зоне, и ограждать их для безопасности детей. При этом речь не идет о заборах – в качестве разделителей могут выступать зеленые насаждения или скамейки различных форматов и размеров, на которых могут расположиться родители и другие отдыхающие», — размышляет наш приглашенный эксперт.

Улица Панфилова была реконструирована в 2017 году, и она уже пережила две зимы. Как видно, время уже успело оставить свои следы на элементах дизайна этого общественного пространства. Здесь можно увидеть восстановительные работы, но иногда не все можно отремонтировать.

«Вопрос качества, на мой взгляд, основной. Это относится и к качеству проектных решений, процессу строительства, и к качеству материалов. Хотелось бы, чтобы использовали материалы, которые не придут в негодность за один-два года, а использовали то, что максимально долго сохранит и функциональность, и эстетическую привлекательность», — говорит Елена.

Не все хорошо и с единым стилем. На разных сторонах улицы можно увидеть разного вида скамейки. Арт-объекты также порой вызывают вопросы – насколько они уместны здесь в таком количестве. Конечно, эти придирки можно назвать вкусовщиной, но судите сами – не все то красиво, что украшает улицу Панфилова, по которой прогуливаются иностранные туристы, делающие определенные выводы из увиденного. Фасады некоторых домов поражают своей «нетронутостью» – хотя им явно не помешала бы интеграция в единое пространство, в том числе, серый фасад Союза художников.

Из общения с алматинцами и гостями южной столицы удается выделить важный вопрос, интересующий всех – а где тут можно найти туалеты? И мы их нашли. Один стоит в некотором отдалении от улицы Панфилова, ниже улицы Толе би — второй выше обозначенной улицы в сквере. Как отмечает Елена Ерзакович, здесь не помешала бы навигация, в частности указатели, по которым гуляющие — в том числе иностранные туристы — могли бы найти эти объекты.

Очень важный момент – участок, огороженный забором. Этот таинственный объект можно найти на улице Панфилова, выше улицы Толе би. Нам удалось заглянуть за забор, и то, что мы увидели, нам совсем не понравилось – огромный котлован. Как говорят встревоженные алматинцы, некий таинственный застройщик собирается строить в этом месте высотный дом, что в разы усилит нагрузку на всю инфраструктуру улицы Панфилова на этом отрезке. Здесь могут возникнуть дополнительные парковки и съезды для автотранспорта, в том числе, стихийные, что негативно отразится на всей улице и уже сложившейся структуре и атмосфере этого общественного пространства.

Улица Панфилова, к сожалению, не велосипедная. Здесь нет отдельной велодорожки, а те, кто передвигается по ней на велосипеде, скутере или самокате, делает это на свой страх и риск. Как убеждена Елена Ерзакович, кататься здесь на двухколесном транспорте просто опасно – можно врезаться либо в пешеходов, либо попасть под колеса автотранспорта. Не все хорошо и с зональностью, и с безбарьерной средой, например, для людей с инвалидностью. Очень много всяческих преград, барьеров и бордюров, что вызывает определенный дискомфорт у колясочников и пожилых людей. Порой здесь можно встретить только намеки на то, что здесь должно быть. Но этого пока нет, к сожалению. Как пример вышесказанного —оригинальная парковка для велосипедов Шредингера.

Что касается бизнеса, то здесь открывается и выживает профильный, нацеленный на обслуживание тех, кто выбрался сюда погулять и, возможно, перекусить и приобрести сувениры. Неудивительно, что другие виды бизнеса — например, мебельные салоны — закрываются, уступая место кафе, точкам фастфуда, кофейням и сувенирным палаткам, а также антикварным салонам, ориентированным на туристов.

Уже собираясь уходить, мы заметили палатку с информацией для туристов. Менеджер информационного центра Естай рассказал нам, что чаще всего гости южной столицы интересуются маршрутами, которые позволят им лучше узнать Алматы и его окрестности. И это не может не радовать – значит, в целом улица Панфилова справляется со своей задачей и усиливает интерес к нашему городу, вызывая желание познакомиться с ним поближе. Ну, а если устранить недостатки и впредь использовать только положительный опыт, то удобных общественных пространств в Алматы станет гораздо больше. Что позволит алматинцам и гостям города получить удовольствие и приобрести только хорошие воспоминания от пребывания в южной столице Казахстана.

Материал подготовил Арнур Мамытбеков

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0