среда, 24 апреля 2024 г.
icon
444.32
icon
473.33
icon
4.76
Алматы:
icon
18oC
Астана:
icon
6oC
1xadv
×

Казахского «Золотого человека» покажут за рубежом

232 предмета выставки «Искусство номадов великой степи» прибыли в Минск.

Все предметы из золота древней Азии найдены при раскопках. Самый уникальный и масштабный - фигура «Золотого человека». Это некогда захороненный сакский вождь. В конце 60-х прошлого века был найден в результате археологических раскопок. Золотого воина ростом 2 с половиной метра разместят в центре выставочного зала.

Экспонаты аутентичные. Они принадлежат к памятникам скифо-сакской культуры. На выставке также представят предметы из кургана древних кочевников, получившие всемирную известность благодаря найденным там захоронениям знати и высокохудожественным изделиям.

Национальный музей Республики Казахстан - самый крупный в Центральной Азии.  Он входит в десятку крупнейших музеев мира. Музей был создан в рамках реализации Государственной программы «Культурное наследие» по поручению Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева. Его  официальное   окрытие   состоялось  2 июля 2014 года.

Общей  площадью  более 74 тысяч квадратных метров музей оснащен современными технологиями,  отвечающими    мировым стандартам.  В  нем  используются уникальный изогнутый экран, медиапол, макет центральной части современной Астаны, многочисленные медиаэкраны, голограммы, светодиодная  LED-техника, сенсорные киоски и мультимедийный гид.  Самые купные – зал Астаны,  зал Независимого Казахстана, зал Золота, зал древней и средневековой истории,  этнографии и  современного искусства. В них  сосредоточены  археологические, этнографические, историко-культурные памятники Казахстана.

Особой гордостью музея являются залы Золота общей площадью более 2000 квадратных метров. Великолепные изделия из золота, выполненные  в знаменитом зверином стиле  и уникальные предметы глубокой древности составляют бесценную их коллекцию, охватывающую временной период от эпохи  бронзы до средневековья, и занимают  2 этажа Национального музея.    

Особое место в экспозициях   занимают реконструкций «Золотых людей» из курганов Иссык, Таксай-1, Байгетобе (Шиликты), Аралтобе, а также реконструкций лошадей из комплекса Берел и макет «Металлообработки»,  макет царского кургана  Байгетобе.

Изящные золотые украшения племен саков из курганов Айбас-Дарасы, Мыншункур, Алакол, Кенжекол, Тендик, Коктума, Тасмола, Кайтпас, Актасты, Лебедевка, вызывают восхищение совершенным мастерством ювелирного искусства.

В I тысячелетии до нашей эры на огромных просторах Великого пояса евразийских степей сложилась мощная культура кочевых племен, объединенных общностью происхождения, единой экономикой, социально - политическим устройством и духовной культурой.

Ярчайшим явлением в истории искусства этого времени является сакско-скифский звериный стиль, в формировании которого на территории Азии основную роль сыграли племена саков.  «Золотой человек» - сакский вождь, найденный при раскопках кургана Иссык группой археологов под руководством Кемаля Акишева, является ярчайшим образцом сакского искусства так называемого «звериного стиля». Находка датируется    IV-III вв. до н. э. Более  4000 золотых изделий были выполнены в разнообразной  технике – ковка,  штамповка, гравировка, зернь.

Уникальные археологические находки обнаружены при исследовании могильника раннего железного века  Талды - 2 на территории Каркаралинского района Карагандинской области. Работы по археологическому изучению памятника были начаты в 2009 году в рамках региональной программы  «Культурное наследие». Еще более крупные       находки были  сделаны в курганах  № 2 и № 5, где в общей сложности   обнаружено   около 200 относительно крупных золотых изделий, выполненных в знаменитом сакском зверином стиле, около 1800 золотых чешуек, свыше 21000  мелкого золотого бисера в виде бляшек и колец, а также 14 бронзовых наконечников стрел и  150 каменных подвесок (бус).

В экспозиции  можно ознакомиться  с  артефактами из комплекса Таксай-1  в Западном Казахстане,  обнаруженных археологами в 2012 году. По результатам ряда лабораторных исследований удалось установить, что захоронение относится к VI-V векам до нашей эры и является самым древним из "золотых" захоронений, найденных в Казахстане.  Здесь же казахстанские ученые обнаружили погребение знатной женщины возраста  35-40 лет. Рядом с ней были найдены всевозможные сосуды, остатки богатого головного убора и множество золотых украшений - ожерелья, подвески, бусы, кольца, перстни, цепочки. Уникальным артефактом историки считают деревянный гребень, на котором изображены сцены баталий в войне саков и персов. Также в экспозиции представлены реконструкций лошадей и украшения конского снаряжения из кургана Берел.

Курган Берель расположен в живописной долине Алтая, где в 1997-1999 годы  работала международная археологическая экспедиция под руководством известного  казахстанского  ученого, археолога  Зайноллы Самашева. Исследовательской группой было обнаружено царское захоронение, куда входили царь с царицей и тринадцать рыжих лошадей в полном парадном убранстве. Ремни конской сбруи, седла украшены в традициях скифо-сибирского звериного стиля.  Захоронение датируется IV-III вв. до н. э.  В круг образов, запечатленных на аксессуарах конского снаряжения, входят олени, лоси, птицы, горные бараны и козлы, кошачьи хишники – представители местной фауны. Но особое место в искусстве древних кочевников занимали образы фантастических, полиморфных существ – вымышленных животных, которые  по сей день не встречались  в природе.  Эти существа – грифоны  сочетали в себе признаки разных животных.

В 2004-2006 годы  под руководством археолога  Абдеша Толеубаева велись большие раскопки и исследования в кургане Байгетобе (Шиликты), в результате которых было найдено захоронение представителя сакской родовой знати.  Размеры кургана и захоронение в нем    одного единственного человека  указывает на его особый социальный статус.  Захоронение человека в золотом облачении   является свидетельством царственности данной особы.

В отличие от большинства украшений, найденных  в других курганах, находки выполнены в технике литья и украшены вставками из полудрагоценных камней. Они предназначены для ношения при жизни и не являются бутафорией и ритуально-похоронной вещью. Одежду, украшенную этими золотыми бляхами, скорее всего сакский правитель одевал при важных народных празднествах, встречах и торжествах.

Курган Байгетобе (Шиликты) датируется VІІI-VII вв. до н.э. Это самый ранний «царский» курган северной степной полосы Казахстана и один из древнейших на территории Евразии.

Представленные в экспозиции зала «Золота» раритеты дают представление о бесценном вкладе кочевых племен, живших на территории Казахстана, в сокровищницу мирового искусства.

В экспозиции залов «Золота» Национального музея РК жители и гости Казахстана  имеют возможность ознакомиться с реконструкциями одеяний «Золотых людей», таких как: «Сакский вождь» из кургана Иссык (Жетысу), «Сарматский  вождь» из кургана Аралтобе (Атырау), сарматская знатная женщина из кургана Таксай-1 (Западный Казахстан), «Сакский царь» из кургана Байгетобе (Восточный Казахстан).   

По письменным источникам и археологическим памятникам сарматы известны как воинственные племена. Кочевая общность племен степей Евразии в 1 тыс. до н.э. немыслима без племен савроматов и сарматов, занимавших огромные пространства от Южного Приуралья до Западного Причерноморья.  Они играли важнейшую роль в политической жизни восточной Евразии, оказывая решающее воздействие на государства Закавказья, Передней Азии, Европы. По мнению исследователей, именно сарматы широко распространили полихромный стиль в степи  Причерноморья и   стран Средиземноморья.

Курган Аралтобе расположен в 65 км к северо-востоку от центра Жылыойского района Атырауской области  и в 6 км к югу от культово-мемориального комплекса Бекет Ата – Акмешит, на левом берегу реки  Эмба (Жем).     

В 1999 году в кургане Аралтобе работала международная археологическая экспедиция Института археологии им. А. Маргулана под руководством археолога Зайноллы Самашева, где и были обнаружены останки сарматского вождя, его жены, двух лошадей, собаки в одном кургане, а в другом – красивейшие художественные изделия. По обнаруженным фрагментам ученые стремились воспроизвести целостную картину. Но восстановить и реконструировать оказалось возможным только останки вождя. Череп сарматского вождя отправили в Институт антропологии и этнологии имени Миклухо-Маклая в Москве.

Курган №2 с находками замечательных  художественных изделий   являлся самым крупным. Однако его насыпь оказалась сильно деформированной из-за неоднократного ограбления и совершения нескольких позднесарматских впускных погребений,  а также разборки камней на строительство. Первоначально объект представлял  собой округлое  каменно-земляное сооружение высотой более 2 м и  диаметром около 40 м.  В середине возвышалась овальная ограда, воздвигнутая из плоских каменных плит поверх земляного вала. От этой ограды расходились радиальные «лучи», образованные главным образом, вертикальными плитами.

Концы упомянутых лучей, надмогильная ограда и другие элементы создавали сложную конструкцию, напоминающую «солнечное  колесо». Семантика формы и содержание   отражали   солярно-космогонические  представления.

Сарматы были огнепоклонниками, верили в очистительную силу огня. Явно солярный характер наземной конструкции кургана, следы почитания огня и другие признаки указывают на возможное  влияние зороастрийской религиозной традиции на мировоззрение и погребальную практику сарматов, а вместе с тем на световую сущность погребенных персон, принадлежавших, несомненно, к правящей элите и жреческой касте.

В соответствии с нормами ритуала и статуса в кочевом сарматском обществе, умершие похоронены с особыми почестями, в богатом парадном одеянии. Вместе с ними в могиле  были  захоронены еще  два коня, стандартный набор оружия – меч, кинжал, копье, колчан со стрелами, сероглинянный хум с боковыми ручками и сливом; остатки кожаного сосуда, обломки железного жезла, покрытого золотой фольгой и украшенного двумя протомами ушастого грифона.

Несмотря на ограбление, в могиле на разных уровнях найдены около 400 золотых нашивных бляшек ромбовидной, круглой, рамчатой и змеевидной форм. Особый интерес представляет уцелевший  в заполнении ямы скелет беркута (или орла). Протомы ушастого грифона, выполненные в лучших традициях скифо-сарматского звериного стиля, в совокупности с набором золотых художественных изделий, опять же  свидетельствуют  о высоком социальном статусе погребенного.

Сопроводительное захоронение беркута протомы ушастого грифона отражают, вероятно, мифологические представления о священном орле. В некоторых мифологемах орел выполняет функцию носителя души умерших на небеса. Орел в мировоззрении сарматов символ власти верховного вождя. По существующей классификации  железных наконечников стрел курган №2 датируется в пределах  II в. до н.э.

Люди, жившие в то время, далеко шагнули как в разработке технологии железа, так и в вопросах строительного и архитектурного дела. Даже сама 12-ти лучевая  конструкция кургана может подразумевать 12 месяцев.  Наши предки также хорошо владели методами  работы с кожей и деревом.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0