Национальный музей Республики Казахстан, в стенах музея современного искусства «Эрарата» (Россия, Санкт-Петербург) открывает выставку Молдакула Нарымбетова «Черные вихри на синем или зелено-голубом фоне», передает ИА «NewTimes.kz».
Выставка посвящена 70-летию со дня рождения художника и организована в рамках реализации проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире». На выставке экспонируются работы мастера, созданные им в период с 1989 по 2009,среди которых живописные полотна, инсталляция, скульптура, а также архивные видео с перформансами и акциями художника.
Современное искусство Казахстана начала 90-х и нулевыхсоздавали художники, чьи имена стали в последствии знаковыми для Центральной Азии. Среди них и МолдакулНарымбетов(1948-2012). Он отличался своей яркой индивидуальностью, бунтарской харизмой, позволившие ему, уже состоявшемуся живописцу, осваивать новые для постсоветского пространства художественные формы:перфомансы, инсталляции, акции. МолдакулНарымбетовбыл лидеромобъединения художников «Трансавангард», созданногов 1990 году в городе Шымкенте,азатем переименованного в «Кызыл трактор».Кызыл-тракторовцыстремились найти возможность ассимилировать авангардные приемы западного искусства с традиционными установками восточной культуры. В основе их художественных концепций лежит обращение к доисламскому прошлому Казахстана – древнему ритуалу, шаманским камланиям, суфийским обрядам. Ключевыми образами становятся либо кочующий дервиш, чье существование направлено на поиски истины и гармонии, либо камлающий шаман, своими медитативными действиями призванный исцелять или объединять реальное и ирреальное, прошлое, настоящее и будущее.
Название выставки «Черные вихри на синем или зелено-голубом фоне» взято из названия одной из его живописных работ и, удивительно, что оно может являться цитатой не только к данной выставке, но и ко всему творчеству МолдакулаНарымбетова. Судьба художника - тонко чувствовать время, пророчески предвосхищать события и быть вне общего потока. Для Молдакула это означало быть «вихрем», быть сильным духом, чтобы взлететь и увидеть большее, чем обыденное, суметь выразить свои раздумья, тревоги и «черные вихри» о прошлом, настоящем и будущем.
На выставке экспонируются знаковые работы художника, отражающие период мифотворчества «Кызыл трактора», получившего название «трансавангардный шаманизм», который, наряду с другими художественными формациями стал региональным проявлением западного поставангарда.