Шаг к повышению качества медицинских кадров

Образовательная деятельность в области здравоохранения является краеугольным камнем всей системы медицинского обслуживания населения. О разработке и принятии нового Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» слышали, наверное, все. К сожалению, такой важный аспект, как изменения в образовательной деятельности, практически не получил огласки в средствах массовой информации. Хотелось бы остановиться на некоторых вопросах нового Кодекса, которые направлены на совершенствование обучения врачей. Об этом наша беседа с проректором по академической работе НАО «Медицинский университет Караганды» Виктором Петровичем Риклефсом.

Шаг к повышению качества медицинских кадров

— Виктор Петрович, новый Кодекс предусматривает непрерывное интегрированное медицинское образование. Что это означает?

— Это когда абитуриент поступает в медицинский вуз после школы и через шесть лет заканчивает вуз магистром, минуя степень бакалавра. Такой подход делает медицинское образование в Казахстане сопоставимым как с международными стандартами, так и с другими специальностями. До принятия Кодекса все будущие врачи могли претендовать только на степень бакалавра через пять лет обучения, а для получения магистра необходимо было закончить интернатуру в течение двух лет, и потом еще поступать на отдельную программу магистратуры. Получение степени магистра не было обязательным, оно нужно было только для продолжения карьеры в качестве преподавателя вуза или для занятия научной деятельностью. Многим без магистратуры был закрыт путь в докторантуру. Обучение медицине — длительный и трудный процесс не только в Казахстане, но и во всех других странах мира. Но, согласно всем международным стандартам, обучение в течение шести лет должно приводить к получению степени магистра. Теперь также будет и в Казахстане. Врачи получат право на тот уровень образования, которого заслуживают.

— Отдельный акцент в Кодексе сделан на практико-ориентированное обучение, в тесной интеграции образования, клинической практики и медицинской науки. Прокомментируйте этот момент.

— В течение последнего, шестого года обучения будущий врач обязательно должен пройти интернатуру под руководством клинического наставника в организации здравоохранения, аккредитованной университетом. За это же время обучающиеся должны собрать данные для защиты магистерских проектов, призванных решать актуальные практические проблемы здравоохранения. Таким образом, мы будем получать кадры сразу после вуза готовые к практической деятельности. Такой подход потребует модернизации действующего сейчас подхода к медицинскому образованию. Необходим все больший акцент в вузах на развитие научного мышления, навыков самонаправленного обучения в течение всей жизни, тесной интеграции между базовыми и клиническими дисциплинами.

— Хотелось бы поговорить об изменении концепции подготовки в резидентуре.

Теперь освоение профессиональной учебной программы резидентуры является обязательным условием допуска к самостоятельной клинической практике для всех окончивших программу непрерывного интегрированного медицинского образования и получивших квалификацию «врач». Резидентура при этом будет уже не столько уровнем обучения, сколько рабочим местом. За обучение резидента будут в равной степени отвечать и больница, и университет. Это позволит получить более профессиональные кадры и предоставить выпускникам требуемый уровень поддержки после окончания вуза. За подготовкой резидентов будут следить клинические наставники, а обучение предполагается в большей степени за счет государственного бюджета — республиканского или местных исполнительных органов. В процессе подготовки обеспечивается возрастающая степень независимой ответственности врача-резидента по мере приобретения навыков, знаний и опыта.

— Поддерживаете ли Вы введение независимой оценки подготовки выпускников?

 — Кодексом вводится обязательная сертификация выпускников независимой организацией, аккредитованной Министерством здравоохранения. Такой организацией на настоящее время является Национальный Центр независимой экзаменации (НЦНЭ). Благодаря этому Казахстан сможет быть уверен в качестве подготовки будущих врачей.

В целом можно сказать, что медицинское образование Казахстана, с принятием нового Кодекса, делает шаг на повышение качества медицинских кадров, что, несомненно, отразится на качестве медицинского обслуживания населения и авторитете казахстанской медицины. Предстоит еще многое сделать, чтобы успешно внедрить в жизнь все принципы, обозначенные Кодексом. Для этого необходимо принять многие нормативно-правовые акты, в первую очередь государственные общеобязательные стандарты образования по медицинским и фармацевтическим образовательным программам.

— Поделитесь участием университета в работе по совершенствованию подготовки врачей.

НАО «Медицинский университет Караганды» уже представил в Министерство здравоохранения свои предложения по содержанию стандартов, обсудил их содержание с другими медицинскими вузами. Начиная с прошлого года, коренным образом обновлены образовательные программы и стратегии подготовки в резидентуре и по программам бакалавриата. Уже второй год все интерны проходят обязательную выездную интернатуру, практически работая в организациях здравоохранения, прежде всего в сельских районах. С первого курса преподаются дисциплины, необходимые будущим медикам: молекулярная биология, медицинская анатомия, физиология, практика в организациях здравоохранения по введению в специальность. Преподавание всех базовых дисциплин ведется в тесной интеграции с клиническим компонентом, развивается научно-ориентированное обучение, студенты активно принимают участие в реализации научных проектов и клинической деятельности. Все резиденты проходят обучение и работают под непосредственным руководством клинических наставников.

Большие вызовы перед медицинским образованием ставит сейчас пандемия коронавирусной инфекции. Преподаватели и обучающиеся медицинских университетов активно приняли участие в оказании квалифицированной медицинской помощи населению и ликвидации последствий пандемии. В то же время университеты сохраняют качество предоставляемых образовательных услуг, которые последний семестр оказывались в дистанционном формате. Результаты независимой оценки, недавно проведенной НЦНЭ, подтвердили высокое качество медицинского образования, даже и в текущих непростых условиях. Многое сделано, но предстоит сделать еще больше. И недавно принятый новый Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», несомненно, поможет реализовать все начатые инициативы.

Loading...

6 августа, четверг