суббота, 20 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
15oC
Астана:
icon
18oC
1xadv
×

Казахская Клара Цеткин, 27-летняя глава Верховного суда и первая журналистка — феминизм Казахстана в лицах

Одним словом «феминизм» достаточно легко напугать казахстанского мужчину. Многие не до конца понимают суть этого явления, но считают, что феминизм —  это «навязанный Западом тренд, пришедший совсем недавно». А, между прочим, еще в прошлых веках казахские женщины боролись за свои права, стремились к руководящим должностям и рассказывали о женской судьбе. Истории первых казахских феминисток — в специальном обзоре ИА «NewTimes.kz», посвященном международному Женскому дню.

Рожденная спасать и бороться

28 декабря 1898 года во Внутренней Букеевской Орде (ныне — поселок Урда Западно-Казахстанской области) родилась девочка, и дали ей красивое имя со вкусом лета. Некоторые источники рассказывают, что якобы сохранилась ее автобиография. «Отец — печник, мать грамотна по-киргизски, занималась частными уроками. Но основные средства добывала, работая прачкой. Было 5 детей – 2 мальчика, 3 девочки», — написано в ней. Сама Алма училась в одноклассном русско-казахском училище, где преподавали казахские, русские и чувашские интеллигенты. Затем были двухклассная женская школа и трехгодичные учительские курсы. Так Алма Оразбаева стала учительницей начальных классов. И на период ее работы учительницей в ауле как раз пришлась февральская революция. Вероятно, эти события и стали основной точкой отправления Алмы в активную общественную и политическую жизнь: молодая девушка изо всех сил боролась за права своего народа, в том числе — женщин.

По инициативе Алмы Оразбаевой были созданы «Красные юрты», рассказывающие женщинам о правах по защите матери и ребенка. «Красные юрты» учили женщин грамоте, разъясняли новые законы, организовывали кружки, выпускали «степную» газету. Но исторические источники упоминают, что многие женщины боялись посещать «Красные юрты», поэтому их решили заманивать швейными машинками. Тогда-то к «юртам» и выстроилась очередь. Как гласят источники, штаб «Красной юрты» обычно состоял из трех человек – заведующего, который занимался ликвидацией неграмотности, медицинского работника и человека, разбиравшегося в правовых вопросах. Сама Алма тоже ездила в составе «Красной юрты» по аулам и учила женщин бороться с многоженством и калымом.

Одним из главных достижений Алмы в борьбе за права женщин станет Декрет, отменяющий калым, который был принят в декабре 1920 года. Согласно источникам, 4 января даже было назначено днем независимости казахских женщин.

Серьезный вклад Алма внесла и в борьбу с аменгерством — традицией, согласно которой вдова выходит замуж за одного из братьев покойного мужа. Вследствие этой борьбы даже появилась уголовная ответственность за «покушение на свободу женщины».

«Меня сделала человеком Алма. Отец мой, Сейсенгали, был бедным из бедных. Доведенный до отчаяния беспро­светной нищетой, он, оказывается, позарившись на калым, помолвил меня, пятилетнюю девчушку, с придурковатым сыном бая по имени Сарыбай. Засту­пилась Алма. В то время мне шел 14-й год. Она сама отвела меня за руку, определила в школу ликбеза», — эти слова исторические справки приписывают Саналиевой Нуржамал — заместительнице министра социального обеспечения КазССР.

Алма была еще журналисткой и входила в редколлегии разных журналов и газет, в том числе «Әйелдер теңдігі». В 1927 году вышла в Кызылорде ее брошюра под названием «Памятка женщины-работницы».

Некоторые источники рассказывают о том, что в 1926 году в Кызылорде Алма организовала первую ковроткацкую артель казахских женщин.

За всю свою активную деятельность Алма Оразбаева получила общественное признание — ее признали «личностью международ­ного масштаба в рядах женского коммунистическо­го движения». В 1924 году Алма участвовала в международной конференции женщин-коммунистов в Берлине, где и познакомилась с Кларой Цеткин, о чем рассказывала позже в своих докладах.

Судя по историческим справкам, Алма скончалась в 1948 году. Источники повествуют весьма трагичную историю последних лет жизни и смерти Алмы. Но в честь этой смелой женщины были названы улицы и музей, а на связанных с ее именем зданиях вывешены мемориальные доски. Общественная деятельность Алмы осталась запечатлена еще и в имени сына — Алмарев (Алма – революционерка).

Женское лицо казахского правосудия

Алма Оразбаева некоторое время была агитатором политико-просветительского отдела комиссариата. Но когда Алма уехала в Москву, на ее место — заведующей женотделом Крайкома РКП — назначили ее подругу Нагиму Арыкову. К слову, Арыкова была одной из тех, кто в компании с Оразбаевой ездил по аулам и просвещал женщин.

Нагима родилась в Верном в 1902 году. В 18 лет девушка была преподавателем казахского языка в военно-партийной школе. В 23 года Нагима Арыкова возглавляла женотдел казахского краевого комитета РКП, а в 27 лет девушка стала главой казахского отдела Верховного суда РСФСР. На этой должности Нагима продержалась недолго, но это все равно вошло в анналы истории: за все время существования верховного суда Арыкова — единственная женщина, сумевшая занять этот пост.  

После своей политической деятельности Нагима ушла в издательскую деятельность: она была еще и писателем-публицистом. Названия ее работ звучат так: «От рабства к равенству», «Будем растить по-большевистски женские кадры», «Свобода трудящихся женщин в Казахстане».

Основоположница казахской женской журналистики

Назипа Кулжанова родилась в Торгае в 1887 году. В 1902 году она окончила русско-казахскую гимназию в Костанае, а потом преподавала в Торгайском женском училище и Семипалатинской семинарии. А в 1913 году Назипа стала членом Русского Географического общества. В 1920-1922 гг. она работала учителем в Акмолинске, позже стала ответсекретарем общественно-политического и литературно-художественного журнала «Әйел теңдігі» («Равноправие Женщин»). Назипа Кулжанова внесла серьезный вклад в организа­цию 1 съезда женщин Востока и способствовала соз­данию женских отделов в аульных, губерн­ских, уездных комитетах. Назипа поставила себе цель: освободить людей, особенно, жен­щин, от старых, изживших себя традиций. «Чтобы государство было сильным, нуж­но, чтобы женщины этого государства были умелыми, воспитанными, сильными, а также имели желание помочь своему государству. Для того, чтобы женщина стала такой всесто­ронне развитой, она должна учиться, овладе­вать профессией», — писала Назипа.

Назипа Кулжанова писала и критические материалы, и философские размышления.

«Женщина - мать наро­да. Только образованная, умелая, свободная женщина способна вывести свой народ на уровень передовых народов», — считала Назипа.

Ее книга «Мать и дитя» посвящена проблемам материнства и педагогического образования женщины-казашки, а в работе «Дошкольное воспитание» раскрывается вос­питания и его особенности в условиях казахской степи.

Судя по историческим справкам, несмотря на свой вклад в просвещение, Назипа Кульжанова осталась одна, когда ее сразила болезнь. И некоторые источники утверждают, что в последние годы жизни женщина оказалась в опале, что, вероятно, и стало причиной отсутствия поддержки. Назипа Кульжанова умерла в марте 1934 года в Алматы.

*Материал подготовлен на основе данных из открытых источников.

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0