пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-5oC
×

Причины подростковой жестокости и суицида объяснили эксперты

Не так давно СМИ шокировали новостью о массовом избиении школьницы одноклассницами в Актюбинской области. Инцидент получил широкую огласку, так как зачинщицы конфликта слили в Сеть кадры жестокого истязания девочки. Тем временем 13-летнего подростка нашли повешенным в Караганде. Почему ребенок решился свести счеты с жизнью, пока не выяснили. О том, что толкает детей на страшные поступки, пытается узнать не одно поколение учителей, психологов и родителей. Эксперты, которых опросил корреспондент ИА «NewTimes.kz», отмечают: проблему подростковой жестокости и суицидов усугубляет Интернет, где дети находят негативный контент. К тому же дистанционный формат обучения способствует тому, что подростки чувствуют нехватку общения с друзьями и одноклассниками.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

«Казахстан на первом месте в мире по суициду. Во-первых, это сезонное обострение. Во-вторых, дети и подростки остаются наедине с собой все чаще. У родителей много забот и хлопот. Нет времени на детей. Нужно удовлетворить первые потребности в еде, одежде и тепле. До любви не доходит», — рассуждает столичный психолог Светлана Третьякова.

Психолог не исключает, что и раньше подростки могли столкнуться с нехваткой внимания со стороны родителей, но в то время все компенсировало общение со сверстниками.  В наши дни старшеклассники прогулкам на улице с друзьями предпочитают прогулки по просторам Интернета.

«Сейчас у детей Интернет, где есть все, что не нужно для детской психики. Когда совершается суицид? Когда у человека проблема, которую он не в силах решить, а рядом нет доверительного человека, который сможет помочь, поддержать и выслушать. Человек остается наедине со своими мыслями», — уверяет Третьякова.

Кроме того, психолог отмечает, что дистанционное образование и, как результат, отсутствие живого контакта с одноклассниками и учителями только усугубляют ситуацию.

«Дистанционное обучение, естественно, влияет на развитие ребенка. Влияет не лучшим способом. Стресс увеличивается в 100 раз», — говорит она.

Эксперт рекомендует родителям подростков не забывать, что детям нужна их поддержка.

«Если даже нет сил, нет настроения и хочется быстро лечь спать, возьми себя в руки и вспомни, что в соседней комнате твой ребенок, который только учится жить. Ему нужен ты. Возьми за привычку перед сном всегда разговаривать со своим ребенком. Укрой его одеялом, поцелуй,  спроси, как прошел день. И эти пару минут каждый вечер помогут сохранить не только жизнь,  но и ваши доверительные, дружеские отношения», — рекомендует Третьякова.

В свою очередь, национальный координатор образовательного проекта Street Law Kazakhstan по правам человека и защите детей от насилия, буллинга и кибербуллинга ассоциации учеников Шайкенова Халида Ажигулова согласна, что доступность интернета и появление соцсетей только усугубили проблему подростковой жестокости. Драки между детьми далеко не новое явление, но с появлением соцсетей они стали своего рода «достоянием общественности».

«Как юрист по правам человека, я вижу серьезную проблему в том, что по прошествии уже почти 30 лет в нашем государстве до сих пор не созданы эффективные механизмы профилактики и предупреждения таких правонарушений, как жестокие намеренные избиения среди несовершеннолетних. Наша полиция по факту занимается «тушением пожаров», когда преступления в отношении несовершеннолетних уже совершены», – говорит она.

Халида Ажигулова изучила казахстанскую школьную программу и выяснила, что в ней катастрофически мало времени уделяется изучению прав человека и защиты чести и достоинства — всего четыре часа в 9-м классе в рамках предмета «Основы права».

«Как мы знаем, в нашей стране дети становятся жертвами насилия, педофилии и других преступлений в раннем возрасте. Поэтому как можно раньше нужно давать детям такие важные знания, как защитить себя от насилия, куда обращаться в случае совершения преступления, и не бояться сообщать, если они пострадали или стали свидетелями насилия», – уверяет спикер.

Кроме того, Ажигулова считает, что для профилактики преступлений среди несовершеннолетних и против них уроки по правам человека в школах нужно вводить, начиная с первого класса.

«Только через раннее правовое образование можно привить детям уважительное отношение к правилам поведения в обществе, уважение к правам, чести и достоинству других людей, сформировать у детей правильное понимание своих прав, обязанностей и меры ответственности за нарушение законов. В долгосрочной перспективе правовое образование вкупе с соразмерным и неотвратимым наказанием за любые правонарушения может помочь сформировать высокую правовую культуру в обществе. Пока такие уроки не будут введены в нашу школьную программу, насилие между и в отношении наших детей  не закончится. Я и мои коллеги-юристы из ассоциации учеников Шайкенова проводим факультативные уроки по правам человека для школьников с 1-го класса. Мы на практике убедились, что обучение правам человека благоприятно влияет на поведение школьников: через несколько уроков они начинают с большим пониманием и уважением относиться к законам и правам человека, а в классах устанавливается более дружелюбная среда, свободная от буллинга и насилия», – отметила юрист.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 5