«Понятие «профессия» исчезает»: Как в нестабильный век пандемии казахстанцы строят планы на будущее?

Пандемия COVID, как и любой кризис, принесла не только безработицу, нестабильность и закрытые границы. Это еще и переломный момент, который продемонстрировал, какие навыки и профессии будут в приоритете в ближайшие годы. Оттого и интереснее тема профориентации в 2020 году. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» побеседовала об этом с казахстанским выпускником школы, которому родители разрешили взять паузу на год, и с профориентологом, которая рассказала, что привнесла в мир профессий пандемия и как родители могут помочь детям в выборе будущего профессионального пути.

«Понятие «профессия» исчезает»: Как в нестабильный век пандемии казахстанцы строят планы на будущее?
Фото: Pixabay

Адлет окончил школу в этом году. В начале 11-го класса он выбрал специальность «Туризм», точнее, настояли родители. У них свое туристическое агентство, семья придумала массу планов по его дальнейшему развитию и продвижению на внутреннем рынке. Но вскоре после начала пандемии родители наконец сдались под натиском сына и поняли, что его идеи о выборе IT-специальности — не просто блажь, а реальная перспектива. Адлет в итоге все же упросил их позволить пропустить год и не торопиться с выбором профессии.

Читайте также: Мечты о будущем и курьерско-юридическая карьера. Как трудоустраиваются выпускники в пандемию в РК

«Я единственный, кто благодарен появлению коронавируса? Если бы не вся эта ситуация, родители так и не позволили бы мне взять год паузы после школы. Я понимаю, что можно по сто раз менять профессию и универ, но все же хочется сразу нормально поступить. У меня много друзей постарше, которые в процессе сильно пожалели о выбранной профессии. Я так не хочу. Мы решили так: этот год я беру подработки, коплю деньги, общаюсь с людьми и прохожу курсы.

Есть несколько интересных мне направлений — веб-дизайн, аналитика Big Data и биотехнологии. Родители купили мне на популярной платформе онлайн-курсы по всем трем направлениям, чтобы вникнуть и понять, что мне интересно, что лучше дается. То, что все они актуальны, и так понятно (смеется). Параллельно продолжаю учить английский. В свободное время подрабатываю», — рассказывает Адлет.

Читайте также: В Польшу – по вахте и 900 тыс за лесомонтажные работы: Что предлагает биржа труда казахстанцам

Выпускник договорился с родителями: он должен до весны определиться с профессией и в 2021 году поступить в вуз.

«Кстати, расскажу интересную вещь: коронавирус помог и моему старшему брату. В общем, он решил подстроиться под новый ритм жизни и тоже немного сменить направление. Он работал менеджером в отделе кадров в крупной компании. А теперь решил углубиться в управление персоналом. С зарплаты приобрел онлайн-курс от зарубежного вуза и теперь учится, как правильно подбирать персонал, как мотивировать, как работать с разными психотипами, как выстроить дистанционную работу эффективно.

Шеф узнал и очень хвалил его, даже обещал, что оплатит половину курса, если брат все пройдет успешно и сдаст экзамен. А еще пообещал, что разрешит ему тестировать новые навыки в компании. Я считаю, это круто, когда люди не боятся новых вызовов и знаний, и очень горжусь братом», — завершил рассказ трогательным признанием Адлет.

Читайте также: Как растет «официальная» безработица в посткарантинном Казахстане?

В 2020 году картина мира действительно сильно изменилась. Привычные схемы бизнеса и работы уже теряют актуальность, набирают популярность новые профессии. И интересный выбор стоит перед теми, кто только входит во взрослую жизнь. Мы обратились к профориентологу Гульнур Сапар с просьбой дать базовые рекомендации для подростков, оказавшихся перед выбором будущей профессии, и немного порассуждать об этом в контексте новой реальности.

«Можно начать с того, чтобы попробовать найти свой икигай (японское понятие, означающее ощущение собственного предназначения в жизни). Ответить на вопросы, спросить мнение о себе у окружающих. Поговорить с родителями, друзьями. Возможно, они видят ваш путь совсем в другом. Ошибиться с выбором нестрашно, страшно совсем не сделать выбор и остаться на том же месте.

Мы приходим к тому, что понятие «профессия» постепенно исчезает. Есть навыки, компетенции и то, чем тебе нравится заниматься. Задумываться о том, что бы хотел делать, можно в любом возрасте. С малышами можно обсуждать мультфильмы, сказки, поведение героев. С подростками смотреть фильмы и говорить о выборе, который делает или не делает главный герой и почему он так поступает. Можно приглашать на разговор своих друзей, которые работают в разных сферах, и задавать им вопросы об их специальностях и счастливы ли они.

Родителям советую начать разговаривать и уметь слышать ребенка. Не верю, когда говорят, что ребенок ничем не интересуется. Скорее всего, ребенок не находит понимания и ему проще сказать, что не знает, кем хочется быть.

Насчет паузы перед поступлением в вуз — это очень хорошая практика, называется gap year. К сожалению, у нас в стране не распространена в силу нашего менталитета — надо поступить хоть куда сразу после школы. Когда я предлагаю это родителям, очень часто вижу изумленные глаза. Возможно, если рассказать об удачных примерах, общество начнет воспринимать это более благосклонно. Дети часто хотят попробовать эту практику, но боятся родителей и давления со стороны общества.

Пандемия перенесла нас в VUCA мир сразу. То, о чем я рассказывала как о каком-то далеком будущем, вдруг стало нашей реальностью. Родители увидели прелести и недостатки дистанционного образования. Многие профессии стали умирать (туриндустрия), но так же многие профессии вдруг заиграли другими красками — педагоги, врачи, исследователи, гейм-индустрия. И мне, как профориентологу, стало легче рассказывать о стремительно меняющемся мире.

Мы начали рассматривать профессии с других сторон, и дети понимают, что в нашем мире больше не существует понятия «одна профессия на всю жизнь». Профориентация сейчас переживает бум — туда подались все: и психологи, и астрологи, и домохозяйки. Такое впечатление, что на детях ставят эксперименты все, кому не лень. Родители же хотят получить точную гарантию, кем именно станет ребенок, и некоторые-таки дают им такую информацию.

Но профориентация — это, с моей точки зрения, понимание себя, своих ценностей, интересов, способностей,  знание своих сильных сторон, умение перестроиться, пересобраться, принимать решение, брать на себя ответственность за них и не бояться ошибок. Мы хотим от детей в 15-17 лет точного понимания себя, хотя в свои 40-50 лет еще мечемся и ищем свое призвание. И на своих консультациях большую часть времени я работаю с родителями и их убеждениями», — подытожила эксперт.

Loading...
По теме: