Сегодняшнее послание президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, как отмечают отечественные эксперты в области экономики и финансов, в том числе президент ОФ «Центр прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев, можно по праву назвать тем самым волшебным пенделем, которого ждут казахстанские институты. Правда, сейчас еще рано говорить о том, насколько удачно они справятся с тем объемом задач, что глава государства ставит перед ними, передает ИА «NewTimes.kz».
Одна из тем сегодняшнего выступления Токаева была посвящена высокому уровню инфляции в стране, которая, к слову, не возникла в одночасье, а стала результатом провальной деятельности профильных ведомств.
«Президент сказал, цитирую: «Правительство и Нацбанк оказались бессильными перед инфляцией», при этом отмечая, что инфляцию необходимо вернуть в коридор. Меня лично удивляет то, что уполномоченные органы в области экономики и финансов не произвели четкий анализ факторов инфляции. Эконометрические исследования, которые мы проводили в 2017 году, доказывают, что ключевой инструмент влияния на инфляцию в рамках проводимой Нацбанком денежно-кредитной политики под названием «инфляционное таргетирование» не работает. Вообще, к инфляции, как вы знаете, приводят другие факторы, в частности, ослабление курса тенге. Для понимая скажу, что, когда национальная валюта страны слабеет, соответственно, импортные товары становятся дороже. Важную роль также играют и девальвационные ожидания, которые за все шесть лет неэффективной монетарной политики находятся на самом высоком уровне. Та инфляция, что мы наблюдаем сегодня, связана с невнятным курсом Нацбанка», – считает Рахим Ошакбаев.
Проведенное по заказу НПП «Атамекен» исследование российских макроэкономистов доказало, что базовая ставка не влияет на инфляцию. На ней сказывается «дешевый» тенге.
«Здесь же следует сказать об асимметрии эффекта переноса – негибкость цен в сторону понижения. Когда тенге слабеет, импортные товары дорожают, а когда наша нацвалюта дешевеет, то снижения цен на товары нет. Почему так происходит? Никто не верит в долгосрочность и стабильность тенге. Как сегодня сказал Касым-Жомарт Токаев, в числе других базовых причин – бесконтрольное наращивание денежной массы. Другой, не менее важный фактор – отсутствие долгосрочного и доступного финансирования экономики страны. В этом послании президент республики справедливо заметил, что банки не кредитуют реальный сектор, который поддерживается в большинстве своем через государственные программы. Реально у нас устойчиво берут займы в БВУ чуть больше 20 тыс субъектов предпринимательства. Что в итоге? Мы не производим достаточного количества товаров для внутреннего потребления, импортируем их и становится зависимыми от того самого эффекта переноса, о котором говорил вам выше. Регулирование банковской сферы не направлено на стимулирование кредитования экономики, а нацелено либо на размещение денег в нотах, либо на потребительское кредитование», – добавляет эксперт.
Кстати, в начале текущего года произошло историческое событие в экономике Казахстана – потребительское кредитование составило больше половины кредитования в ссудном портфеле банка. Отсюда та самая закредитованность населения, говорит собеседник NT.
«Для того чтобы исполнить все задачи, которые озвучил сегодня глава государства, необходимо менять парадигму денежно-кредитной политики страны. Есть сомнения, что те, кто ответственен за это, не смогут преодолеть инерцию мышления и посмотрят на ситуацию под другим углом. Скорее всего, они также будут упорствовать над тем, чтобы продолжать реализацию своих недейственных инструментов, которые за последние шесть лет показали свою деструктивность», – говорит спикер.
Таким образом, можно утверждать, что сегодняшнее выступление Токаева – тот самый волшебный толчок к конкретным действиям, но, как отметил Ошакбаев, наносится он по «мертвой лошади» макроэкономической политики.
«Эта «лошадь» сдохла, пора с нее слазить и искать другое транспортное средство», – резюмирует собеседник.