вторник, 19 марта 2024 г.
icon
449.3
icon
489.69
icon
4.89
Алматы:
icon
15oC
Астана:
icon
1oC
1xadv
×

Новая пятилетка – старые проблемы: Шымкент и его 15 акимов

Акимат мегаполиса объявил о завершении разработки программы развития города на 2021-2025 годы. Проблемы, которые аким Мурат Айтенов планирует решить в своей первой пятилетке, новизной не блещут. Развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, благоустройство, обеспечение горожан жильем и улучшение экологического состояния мегаполиса. Все его предшественники с разной степенью успеха уже порешали их в свое время. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин решил вспомнить достижения всех градоначальников. С зари независимости до наших дней город пережил 15 акимов.

Фото с сайта tengrinews.kz
Фото с сайта tengrinews.kz

Руководитель городского управления экономики и бюджетного планирования Ракымберды Мулкеманов сообщил, что при составлении программы проведено анкетирование жителей, определены основные проблемы и направления развития Шымкента.

Пропустим «обеспечение жильем», звучащее уж очень по-старорежимному. В наших реалиях это ипотека под «конские» проценты на радость строительным компаниям и коммерческим банкам. Слава богу, что хоть анкетированные  жители (неизвестно, сколько на этом было освоено бюджетных средств) сообщили специалистам акимата о необходимости развития инфраструктуры и улучшения экологического состояния города. На сегодня оно, несмотря на полное отсутствие промышленности,  близко к коматозному. Во многом благодаря героическим усилиям городских властей разного времени и состава.

Давайте вспомним всех акимов Шымкента:

  • Амалбек Тшанов — 1992-1993 гг.;
  • Сеит Белгибаев — 1993-1995 гг.;
  • Анарбек Орман — 1995-1997, 2006-2008 гг.;
  • Кылышбек Избасханов — 1997-1999 гг.;
  • Торетай Бекжигитов — 1999-2001 гг.;
  • Болат Жылкышиев — 2001-2002 гг.;
  • Галымжан Жумжаев 2002-2006 гг.;
  • Омирзак Аметулы — 2006 год;
  • Арман Жетписбаев — 2008–2012 гг.;
  • Кайрат Молдасеитов — 2012-2013 гг.;
  • Дархан Сатыбалды — 2013-2015 гг.;
  • Габидулла Абдрахимов — 2015-2017, 2018-2019 гг.;
  • Нурлан Сауранбаев — 2017-2018 гг.;
  • Ерлан Айтаханов — 2019-2020 гг.;
  • Мурат Айтенов — с 2020 год по настоящее время. 

Кого уж нет, а те далече. Но в деле превращения зеленого города в бетонную пустыню отметились многие. Кто-то, как Омирзак Аметулы, промелькнул метеором, не оставив за собой больших разрушений. Кто-то, как Анарбек Орман, пытался как-то восстановить баланс зеленых насаждений и притормозить точечную застройку центра города и вырубку деревьев. При Болате Жылкышыеве выкорчевали солидный кусок дендропарка под строительство президентской резиденции. Кайрат Молдасеитов за год правления городом успел только снести в центральном парке все чужое и построить свое.

Добрым словом горожане поминают разве что Нурлана Сауранбаева. Хотя в отличие от всех остальных градоначальников он был человеком совершенно не публичным. Соцсети не юзал, на телеэкранах не светился. Просто работал. Выходец из Тараза всерьез было занялся запущенным городским хозяйством — теми же инженерными сетями и дорогами, о которых внезапно вспомнила с подачи неизвестных жителей действующая администрация. Но времени на доведение их до ума ему не дали.

Навсегда вписал себя в скрижали истории города Габидулла Абдрахимов. Вошел в нее «весомо, грубо, зримо», перестроив одну из центральных улиц Шымкента, и без того задыхавшегося в автомобильных пробках, в пешеходную зону с оригинальным названием «Арбат». А после второго пришествия оставил многомиллиардную дыру в городском бюджете. О нем напоминают горожанам и весело чадящие непрогоревшей соляркой зеленые «экоавтобусы», закупленные по удвоенной цене. Дыру в казне закрыли, к архитектурному кошмару «Арбата» привыкли, но осадочек остался.

Фото с сайта otyrar.kz

Политического доверия, по меткому выражению тогдашнего руководителя администрации президента РК Крымбека Кушербаева, Габидулла Рахматуллаевич, впрочем, был лишен не за эти подвиги. Для акимов (отнюдь не только Шымкента) это дела обычные. Они даже антикор не заинтересовали — не тот масштаб. «Ушли» его всего лишь за видео с собой любимым из любимого Лондона в Instagram. А так рулил бы дальше.

При нем же началась «реконструкция» исторического ядра Шымкента — арка (цитадели) городища, увенчавшаяся полным уничтожением памятника средневековой архитектуры Средней Азии. Древнюю крепость залили любимым почти всеми городскими акимами материалом — бетоном. Завершил это славное дело уже Ерлан Айтаханов.

Мастер пробок

Так уважительно называют шымкенткие водители нынешнего акима города. Коллапс уличного движения Мурат Айтенов, конечно, регулярно устраивает не в одиночку. Огромное здание городского акимата под завязку набито профессиональными помощниками. Да и проблема появилась задолго до прихода действующей администрации. Бесконечный и беспощадный ямочный  и средний ремонт городских улиц организован так, что движение гарантированно парализуется на несколько месяцев. 

Комплексная транспортная схема города? Не слыхали о такой. Многострадальный генплан, неотъемлемой частью которого она  должна быть, переживает очередную корректировку. С учетом аппетитов компаний-застройщиков и видения будущего города очередным акимом, который заведомо в этом будущем будет сидеть уже в другом кресле. 

Подрядчик — ТОО «Фонд градостроителей» — обещал до конца этого года провести топосъемку и выполнить большую часть работ. Завершить разработку генплана (какого уже по счету?) планируется до конца 2021 года. Сколько это будет стоить, пока говорить рано. У всех господрядов есть свойство подрастать по мере продвижения к финишу. Но на те деньги, которые за последние полтора десятка лет были выплачены разработчикам и уточнителям генпланов Шымкента, можно было если не ЛРТ, то трамвай точно построить.

На что городским властям никаких денег не жалко, так это на тотальную слежку над неразумными жителями.

«Наш город сделал первый шаг в открытие мира искусственного интеллекта, — сообщил Мурат Айтенов. — Планы в этом направлении у нас масштабные. В настоящее время на улицах города размещено порядка 2500 камер видеонаблюдения. В этом году планируется установить дополнительно 3700 камер. Из них 1500 систем наблюдения будут установлены во дворах жилых домов и общественных местах. Там, где есть порядок, есть и развитие. Системы наблюдения позволяют обеспечивать безопасность дорожного движения, охрану имущества,  сохранение зеленых насаждений, контролировать чистоту и порядок, это  способствует формированию атмосферы «нулевой терпимости» по всем категориям правонарушений, закрепит правовую культуру населения».

Фото с сайта yujanka.kz

По его словам, в перспективе все отраслевые цифровые технологии, применяемые в городе, будут интегрированы в единую систему, на платформе которой будут сформированы городская электронная маршрутная карта, интеллектуальная транспортная система, автоматизированный комплекс управления инфраструктурой города и система, обеспечивающая безопасность организаций образования.

Мир искусственного интеллекта от Айтенова откровенно пугает. До полного цифрового счастья, обрисованного в предыдущем абзаце, пока далеко. А камерами видеонаблюдения город обрастает гораздо быстрее, чем зелеными насаждениями. К тому же им ни полив, ни уход не требуются.

Busы всякие важны

Единственная, действительно «вечнозеленая» тема давно не зеленого Шымкента — общественный транспорт. До середины 2021 года город обслуживало почти три десятка транспортных компаний разных размеров и возможностей. Начиная с Абдрахимова прослеживалась целенаправленная кропотливая и очень дорогая работа акимата по монополизации рынка пассажирских перевозок. Последовательные усилия увенчались успехом. Сегодня остались три основных перевозчика — ShymBus, T-Bus и «MAN-Оңтүстіқ».

По странному стечению обстоятельств, первые две эксплуатируют новые, условно  отечественные  автобусы производства АО «Сарыарка Автопром», поступившие в город по знаменитой сделке имени Габита Абдрахимова через СПК «Шымкент». У них же благодаря отеческой заботе акимата самые рентабельные маршруты.

Что там в этих  ShymBus и T-Bus, кому и сколько принадлежит, уже и старожилы не упомнят.  Сначала была СПК, потом совместное предприятие в рамках государственно-частного партнерства, потом еще бог знает что.

«Проблемы в сфере общественного транспорта  в той или иной мере есть во всех городах страны, —  говорит ветеран отрасли Полат Бейсебеков. — Но таких, какие были искусственно созданы в последние годы в Шымкенте, пожалуй, нет ни в одном крупном городе. В Караганде работает шесть автопарков. Там уже более шести лет субсидируются на 60% все городские маршруты. Вне зависимости от степени приближенности к акимату и каких-то предпочтений. Цена проезда сопоставима с нашей — 80 тенге. Автобусы сходят с маршрута строго в 23.00. Об электронном билетировании они только еще думают. Что логично — сначала работу отладить надо, потом уже оцифровывать. У нас, как всегда,  наоборот. Ржавый, заедающий механизм с программным управлением. Тоже не особо рабочим. Специалисты карагандинского акимата ознакомились с нашим, знаменитым уже на всю страну Tolem и как-то не прониклись. Изучают другие варианты».

По его мнению, в Шымкенте надо сначала сделать нормальную маршрутную сетку, а потом уже вводить всяческие опционы. В два приема на разработке маршрутной сети города было освоено 90 млн тенге! И где результат?  

«У меня в автопарке эту работу тихо делала тетя Катя за одну зарплату!  Главное даже не это. Почему мы уперлись исключительно в автобусы? Сколько можно коптить небо дизельными выхлопами? Посмотрите на территорию современного Шымкента — расстояния же огромные! По советским градостроительным стандартам город-миллионник должен был иметь метрополитен, — считает Полат Бейсебеков. Ну бог с ним, с советским прошлым и его стандартами. Метро нам дорого, лучше автобусы по двойной цене бесконечно закупать.  Есть вполне бюджетные варианты — легкорельсовый транспорт. Правда, у нас он сразу станет золотым. Как показывает опыт астанинского ЛРТ, на нем тоже можно неплохо бюджет попилить. Есть БРТ — выделенные полосы для общественного транспорта. Да трамваи, в конце концов, которые и в более продвинутых городах мира успешно используются до сих пор. У нас серьезных морозов не бывает. Вполне можно электротранспорт использовать. Но  Шымкент упорно набивают автобусами. Значит, это кому-нибудь нужно? Горожанам точно нет».

Итог модернизации городского транспорта стал немного предсказуемым. Работать он лучше не стал. Схемы маршрутов меняются с такой частотой, что уследить за ними простому горожанину не под силу. Зато тренируются навыки ориентации в пространстве и способность быстро приспосабливаться к постоянно меняющейся городской среде. В жизни всегда пригодится.

Между тем то ли благодаря, то ли несмотря на все усилия градоправителей, в Шымкенте наступило бабье лето. Горожане радуются солнцу, теплу. В такие дни об усилиях прошлых и будущих акимов на благо города его жители думают меньше всего. Может, нам иногда и не везет с градоначальниками, но бороться с этим в такую погоду совершенно не хочется.

Фото автора

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 1
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 3