Самокатная вакханалия, или Будущее электротранспорта в Казахстане

Когда речь заходит о транспорте на электрической тяге/двигателе, на ум приходит нечто футуристичное типа Tesla или другие, еще редкие в наших краях средства передвижения. Однако сейчас поговорим о довольно тривиальных видах на электромоторах, таких как электросамокаты, электровелосипеды и электромотороллеры. Сезон этих гаджетов на колесах практически закончился, и самое время сделать кое-какие выводы и прогнозы, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.

Самокатная вакханалия, или Будущее электротранспорта в Казахстане
Фото: ИА NewTimes.kz

Странные дела происходят в наших городах, где под новомодными веяниями и мировыми трендами начали активно строить велосипедные дорожки. Вроде хотели приобщать к здоровому образу жизни в виде езды на велосипедах как можно больше людей, но на деле происходит не совсем так, как задумывалось. Увы, велосипедисты на мускульной тяге там редкое явление. Эти «дороги здоровья» заполонил электротранспорт и породил таким явлением множество проблем, которые уже необходимо решать.

Сейчас велодорожки в основном заняты электросамокатами, которые в основной своей массе уже даже не в личном пользовании, а от прокатных компаний российского происхождения, зарабатывающих на казахстанцах и приносящих прибыль неместным хозяевам.

Там, где нет велодорожек, самокаты катаются по пешеходным дорожкам, так как точный статус и ПДД для такого вида транспорта еще не предусмотрены. И вот из-за таких пробелов в законодательстве уже многие жалуются на «самокатную вакханалию» на пешеходных дорожках. Там, где медленно и не торопясь ходят люди разных возрастов и с разной реакцией на опасность, стали носиться самокатчики на скорости, в несколько раз превышающей темп обычного пешехода. Есть даже «пепелацы», которые носятся более 40 км в час! 

Уже есть печальная статистика по многочисленным инцидентам и столкновениям с травмами и жертвами. А сколько таких случаев не доходит до официальных цифр! По тротуарам в больших городах стало опасно и некомфортно ходить, потому что в любой момент из-за любого угла может выскочить какой-нибудь гражданин в пубертате или чуть выше на трендовой «шайтан-арбе» и покалечить тебя или твоих спутников.

На самокаты не нужны права, у водителей нет средств защиты и сигналов окружающим о своих передвижениях. Обычная манера едущего на электросамокате по тротуару — быстро и бесшумно обгонять всех по пути на грани фола и возможного столкновения. У электросамокатчиков нет опыта, навыков вождения и реагирования на опасные ситуации.

Многие из них имеют весьма слабое представление о правилах дорожного движения и обязанностях водителя транспортного средства. А если еще и возраст до 14, то это освобождает практически от всякой ответственности, вплоть до фатального исхода. Даже пересекать пешеходные переходы они не умеют — несутся на моргающие светофоры и подвергают опасности других людей на переходах, которые не ждут подвоха в пешеходной зоне.

Отдельная история — армия курьеров на электротранспорте. Эти люди вообще плевать хотели на все правила и порядки. У них в голове одна забота — быстрее доставить груз и не важно, каким способом. Курьеры — лидеры по всевозможным нарушениям и созданию опасных ситуаций. Торопящийся курьер — это граната без чеки: то он едет по тротуару с бешеной скоростью, постоянно лавируя между людьми, то резко сворачивает на дорогу и нервирует водителей, то неожиданно пересекает пешеходный переход, чуть не попадая по колеса автомобилей и пугая переходящих мирно дорогу людей.

Особенно опасны курьеры, не понимающие различия между видами транспорта, гоняющие на мотороллерах с бензиновыми двигателями, которые вообще должны ездить только по автомобильным дорогам. Ездить на бензиновых мотоциклах и скутерах по пешеходным и велосипедным дорожкам — это вообще за гранью добра и зла.

Представьте себе, если бы в каком-нибудь Бангкоке, где такой вид транспорта один из основных, все вдруг стали ездить на скутерах по пешеходным дорожкам?! Наступил бы неописуемый хаос и кучи жертв. Однако у нас спокойно ездят именно так: то по дороге, то по тротуару, то по пешеходному переходу — просто настоящий транспортный беспредел, на который полиция не обращает никакого внимания.

С каждым новым сезоном вышеописанные проблемы будут нарастать, так как парк электротранспорта расширяется, его скорость увеличивается, поэтому обязательно вырастет количество инцидентов с этим видом транспорта.

Необходимо до нового сезона, весны 2022 года, разработать и утвердить уточнения в законодательстве, касающиеся статуса электросамокатов, электровелосипедов, электромотороллеров. Нужны четкие и понятные правила, где и как они могут ездить.

Необходимо жестко ограничить максимальную скорость тех, кто передвигается по пешеходным зонам, — не более 10 км/ч. Лучше это сделать в виде технических принудительных ограничений. Все, кто движется быстрее, должны ездить только по крайнему правому ряду автомобильных дорог с обязательной экипировкой водителя каской, наколенниками, налокотниками и другой защитной амуницией. На велодорожках приоритет у обычных велосипедов на мускульной тяге. Мотороллеры с бензиновыми двигателями следует выгнать на автомобильные дороги, с полным запретом на движение по велосипедным и пешеходным дорожкам.

Возможно, когда-то создадут новые дорожки для электротранспорта, но пока этого нет, придется навести порядок и поставить во главу угла комфорт и безопасность пешеходов. Иначе хаос будет нарастать и усугубляться.

Все материалы Рустема Жансеитова можно прочитать здесь. 

Loading...
Айнур Оразбекова -  пятница, 22 октября в 03:29
Умка и Бульдозер: Чем запомнились акимы Южного Казахстана за 30 лет
Жанар Муканова -  вторник, 19 октября в 02:13
Оазис в центре Казахстана
Редактор -  воскресенье, 17 октября в 04:58
«Игра в кальмара» по-казахстански
Айнур Оразбекова -  пятница, 15 октября в 03:50
Новая пятилетка – старые проблемы: Шымкент и его 15 акимов

23 октября, суббота