понедельник, 15 августа, 2022
icon
476.01
icon
490.15
icon
7.81
Алматы:
icon
23oC
Нур-Султан:
icon
14oC
Подпишитесь на нас:
Фридом Финанс
Биржа kase признала АО «Фридом Финанс» победителем в 6 номинациях по итогам 2021 года
ffin.kz
Интервью Айнур Оразбекова
13 февраля, 2022, 10:25

Из столицы в Кокшетау: Высокое искусство – в подвале

Молодой и амбициозный актерский коллектив, не найдя должной поддержки в столице, смог реализовать свою давнюю мечту в Кокшетау. У них множество планов и идей для новых постановок. Артисты рассказали собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Карлыге Мухатаевой, как работали на стройке во время разгара пандемии и когда решили покинуть главный город страны.

Из столицы  в Кокшетау: Высокое искусство – в подвале

С недавнего времени в Акмолинском русском драмтеатре работает новое АRT-пространство, расположенное в подвальном помещении. Необычный формат работы со зрителем, когда он становится непосредственным участником действия, стал возможным с приходом выпускников Казахского национального университета искусств «Шабыт». Директор театра Бейбит Бахтыгереев создал экспериментальную площадку специально для них.

За полгода существования АRT-пространства здесь поставлено уже три новых спектакля. А реализовали необычный проект талантливые артисты Батырхан Сабыр, Мадияр Жакып, Жекебатыр Камен, Алибек Ериков, Дархан Алдангоров, Мирас Елубай и Ерсайын Нуриманов.

Идея создать такой подвальный театр наподобие знаменитой «Табакерки» Табакова возникла у ребят еще в студенчестве, и они пытались сделать это в столице, где получали образование. Но все их попытки в силу различных обстоятельств оказались тщетными, и они решили попробовать свои силы на периферии, потому и приехали в Кокшетау. И ни о чем не жалеют. Именно здесь, в Акмолинском русском театре драмы, им удалось претворить в жизнь свою давнюю мечту, о них уже заговорили в театральных кругах, у молодых людей масса смелых творческих планов.

Счастливая поездка в Москву

Батырхан Сабыр и Мадияр Жакып вместе с другими членами небольшого коллектива учились в одной группе по специальности «актер драматического театра» в национальном университете искусств «Шабыт» на курсе у известного мастера Кымбат Тлеуовой.

На третьем курсе ребятам улыбнулась удача: их педагог и ректор вуза Айман Мусаходжаева решили отправить их в Москву на фестиваль «Серебряная шпага». Мадияр, кстати, является лауреатом этого фестиваля. И эта поездка оказалась для них судьбоносной.

«После конкурса у нас было пару дней для отдыха, но мы не отдыхали, а ходили по спектаклям, в первую очередь посмотрели «Отелло» в постановке Юрия Николаевича Бутусова, побывали в ГИТИСе, других театральных вузах Москвы... Это был колоссальный опыт. Приехав в Астану, мы поняли, насколько отстаем от москвичей. Мы сидели у себя в гримерке и обсуждали, что можно сделать, чтоб оживить нашу студенческую жизнь. И кто-то из нас сказал: давайте попробуем поставить композицию по сценической речи», – начал свой рассказ Батырхан Сабыр.

Революция в «Шабыте»

Для начала ребята, их было всего пятеро, предложили своим педагогам провести предстоящий экзамен не в традиционном формате, а в виде постановки. И они начали подготовку поэтической композиции. В процессе стало понятно, что у них получается полноценный спектакль. Ребята постарались вложить все свои знания, полученные за три года в вузе, и увиденное на фестивале в Москве. Свой проект ребята назвали «Революц и Я».

«В «Шабыте» все пугались этого слова, но мы объясняли, что не в стране хотим этого, а в театральном факультете. Наш спектакль многим понравился, потому что мы делали что хотели и нам никто ничего не запрещал. Потом нас заметили, и наша кафедра пригласила нас на международный фестиваль театрального искусства «Самгау». Для нас, зеленых третьекурсников, было очень лестно, что нас признали. Наш спектакль посмотрела критик из МХАТа, я теперь не помню ее фамилию, она единственная пришла из членов жюри и похвалила нас и сделала пару замечаний. После этого мы вообще вдохновились и решили, что создадим свой частный театр», — продолжает Батыр.

Чуть позже к ребятам присоединились студенты на курс младше, ученики Тлектеса Мейрамова, Меруерт Отекешевой, Бекболата Курмангожаева. Также к ним примкнул молодой режиссер, ученик обладателя ордена Чехова за постановку «Чайки» Ерсайына Тапенова Аян Алимбаев, который сейчас работает в Акмолинском каздрамтеатре. И у молодых актеров, объединенных общей идеей создать что-то свое, новое, сложился настоящий творческий коллектив из 16 человек, с которым они мечтали покорить столичные подмостки.

Вместе с Аяном Алимбаевым они сделали несколько постановок, с которыми стали выступать на разных площадках — в барах, университетах, в современной галерее TSE Art Destination... Ребята соглашались играть везде, лишь бы заявить о себе, стать узнаваемыми. И у них уже стали появляться свои постоянные зрители. Параллельно они обращались в акимат с просьбой выделить им помещение, хотя бы подвальное.

Планы разрушил локдаун

«И когда мы только нашли такой подвал и думали, что вот-вот начнем работать, наступила пандемия коронавируса, и мы застряли на полгода дома. А потом мы почти всей труппой пошли работать на стройку», — вступает в разговор Мадияр Жакып.

Работая во время локдауна на стройке, таская кирпичи и цемент, ребята не оставляли мечту продолжить свое дело. Накопив немного денег, они сняли квартиру, где продолжили репетиции. Но теперь они уже четко понимали, что частному театру в Казахстане без «крыши», без поддержки спонсоров не выжить, поэтому они решили попробовать свои силы в госучреждениях, но сохранив свой коллектив.

«Мы не хотели идти работать по одному. Руководители столичных театров знали о нас. И мы предлагали им взять нас единым коллективом, потому что у нас есть актерский ансамбль. Чтобы отличаться от других, мы все самостоятельно обучились играть на музыкальных инструментах: ударные, бас-гитара, клавишные, домбра, духовые. И этот скил мы используем и здесь — в наших двух спектаклях вся музыка исполняется «вживую»… Мы ходили на кастинги в гостеатры со своими инструментами, читали монологи. Но, к сожалению, нас не взяли ни в один театр столицы. Взяли только пару человек, а большая часть труппы осталась без работы», — вспоминают пережитое артисты.

После неудачи в Нур-Султане ребята разбрелись кто куда, но не переставали общаться и не теряли надежды вновь объединиться.