четверг, 9 мая 2024 г.
icon
439.43
icon
473.31
icon
4.82
Алматы:
icon
26oC
Астана:
icon
24oC
1xadv
×

Не подмажешь – не поедешь

Эта избитая пагубная привычка, увы, жива по сей день. Бизнесмены вынуждены давать взятки, и инициатива этого в большинстве случаев исходит от властьимущих. Чиновников. Собственный корреспондент ИА «NewТimes.kz» Нелли Адаменко приняла участие в конференции «Повышение деловой добропорядочности в бизнес-секторе Казахстана». Представители госорганов, бизнеса, НПО и международных организаций размышляли, реально ли избавиться от привычки давать «на лапу».

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

По словам заместителя руководителя превенции агентства РК по противодействию коррупции Ганижана Асанулы, в Казахстане принят ряд антикоррупционных мер, что дает свои плоды. Закреплено понятие «парламентская оппозиция», начаты прямые выборы акимов сел, районов и городов. Упрощен порядок проведения мирных собраний и усилена роль общественных советов в госорганах и квазигосударственном секторе. Недавно была принята пятилетняя программа по борьбе с коррупцией.

«У Казахстана есть международные обязательства как участника Конвенции ООН против коррупции, Стамбульского плана действий ОЭСР против коррупции, а также члена GRECO, — отметил господин Асанулы. — В стране разработан законопроект об общественном контроле. Принят административный процедурно-процессуальный кодекс. Внедряются международные стандарты. Один из них — постоянное использование антикоррупционной политики в корпоративном секторе».

Сегодня более 6 тыс субъектов квазигосударственного и частного секторов внедрили у себя антикорупционные комплаенс-службы. О том, что коррупционные действия не остаются безнаказанными, говорит то, что 11 топ-менеджеров квазигосударственного сектора привлечены к различного вида мерам дисциплинарной ответственности.

Спрос порождает предложения

Огромный квазигосударственный сектор сегодня стал триггером для большинства коррупционных сделок. И, как показывает практика, комплаенс, увы, не является способом защиты бизнеса. Руководители компаний часто сами являются инициаторами коррупционных сделок. Отсутствие ответственности юрлиц провоцирует все новые и новые факты мздоимства. Множество исключений из законодательства и практики закупок провоцирует новые факты коррупции.

По словам заместителя директора департамента правовой защиты предпринимателей Бакыржана Ашитова, хотя в стране и осуществляются системные меры по сокращению коррупции в бизнесе, коррупционные процессы по-прежнему влияют на предпринимательство.

Проведенные по итогам 2021 года ежегодные социологические исследования показали, что вовлеченность предпринимателей в коррупцию в прошлом году сохранилась на уровне 60%, как и в предыдущие годы. Кроме того, на 3% увеличилась доля предпринимателей, предпочитающих действовать нелегально и решать вопросы коррупционным способом. Увеличилась доля тех, кто считает, что за дополнительную плату вопрос решается быстрее и без волокиты. Таких бизнесменов в нашей стране 32%.

В 55% случаях инициатором коррупции выступают представители государства.

«На встречах с предпринимателями я слышу много жалоб на незаконные действия чиновников, — говорит Ашитов. — В одном случае они нарушают закон, а в другом, что намного чаще, просто не выполняют его требования. К сожалению, нарушение установленных правил очень распространено в нашем обществе».

В 2021 году в стране зарегистрировано 8 795 325 административных правонарушений. Это при том, что в Казахстане проживает 9 млн экономически активного населения.

Все пути ведут к госзакупкам

Традиционно самый коррумпированный сегмент экономики в нашей стране по-прежнему госзакупки.

За годы независимости, начиная с 1997 года, в нашей стране принято три самостоятельных закона о государственных закупках, в которые практически ежегодно вносились изменения и дополнения. Но, как показывает практика, эти меры желаемых результатов не принесли. В прошлом году зарегистрировано 8032 нарушения в проведении госзакупкок, где субъектами являются должностные лица государственного и квазигосударственного секторов.

Уязвимость национального законодательства связана, по мнению Ашитова, в том, что все направления и процессы госзакупок сосредоточены в одном госоргане — министерстве финансов. То есть фактически один орган формирует государственную политику в этой сфере, устанавливает его правовую регламентацию, организует и проводит закупки, осуществляет контроль за их законностью.

Логично, что организация, предоставляющая услуги, не в состоянии оказывать их беспристрастно. Ее объективность при выполнении функций не может не вызывать сомнения.

Учитывая это, недобросовестные предприниматели используют коррупционные схемы для достижения преимущества перед своими конкурентами.

Покровительство административного аппарата и судов позволяют должностным лицам безнаказанно не выполнять обязательства, так как ответственность за эти нарушения предусмотрена только в договоре и только для юрлиц.

«Буквально в этом месяце мы рассматривали вопрос исполнения договора приватизации медицинского учреждения в Алматы, — говорит замдиректора департамента правовой защиты предпринимателей. — Бизнесмен три года добросовестно выполнял условия доверительного управления, вложил свои финансы. Когда надо было заключать договор купли-продажи, несмотря на судебное признание добросовестности выполнения договора, акимат просто отказался это делать. Более того, в этот процесс привлекли в качестве поддержки и прокурора. Как можно противостоять такой мощной административной машине?»

Что же делать?

Руководитель практики международного права, доцент академии внешней торговли Денис Примаков уверен: чтобы противостоять коррупции, в Казахстане необходимо усилить подотчетность должностных лиц. Например, установить двухлетний срок, в течение которого бывшее должностное лицо госоргана или субъект квазигосударственного сектора уведомляет руководство бывшего работодателя и агентства РК по противодействию коррупции о трудоустройстве в частной компании.

Также предлагается установить ряд ограничений для бывших должностных лих частных компаний или субъектов квазигосударственного сектора, перешедших на госслужбу. В течение двух лет с даты увольнения они не должны иметь права принимать решения, напрямую связанные с деятельностью бывшего работодателя, которые могут принести ему имущественную выгоду.

Читайте также: Жизнь взаймы

Интерес вызывает и опыт в борьбе с коррупцией других стран. Так, в Норвегии и Испании запрещена любая работа в частном секторе в «период охлаждения». Во Франции, Швеции, Португалии и других странах запрещена только работа, связанная с потенциальным конфликтом интересов. В США существует полный запрет госслужащих работать на частные компании, если им по службе приходилось заниматься вопросами, связанными с их деятельностью. Также в этой стране нельзя вести переговоры о трудовом договоре в частном секторе, пока человек состоит на госслужбе.

В Австрии чиновнику грозит моментальное увольнение за взятку, откат, кражу, поддержку документов, передачу конфиденциальной информации третьей стороне. В Бельгии чиновник лишится хлебного места за мошенничество, кражу и растрату имущества, а во Франции — за все действия, связанные «со злым умыслом». В России чиновник может быть уволен за непредоставление декларации, непринятие мер разрешения конфликта интересов. В этой стране невозможно совмещение госдолжности с коммерческой деятельностью и существует запрет открывать счета за границей.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0