Политолог и общественный деятель Адиль Сайлаубек прокомментировал корреспонденту ИА «New Times.kz» события последней недели в Казахстане — международные саммиты и встречи глав государств. По мнению эксперта, Казахстан и Центральная Азия стали усиливать свои позиции в мировом масштабе и поменялись местами с Россией: если раньше мы хотели сотрудничать с Россией, то теперь Россия хочет сотрудничать с нами. Он также подчеркнул, что Казахстану повезло в том, что именно в это турбулентное время во главе государства стоит бывший дипломат, который понимает, что словом можно добиться большего, чем агрессией.
Адиль Сайлаубек напомнил, что на прежней встрече глав государств — членов СНГ три года назад приезжали только президенты России и Беларуси, в то время как сейчас собралась элита Центрально-Азиатского региона, что, по его мнению, значит усиление позиций Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
«Как мы видим, сейчас политики хотят укреплять старые связи по СНГ, при этом Казахстан четко продемонстрировал, что в этом союзе он центральное ядро. Многие журналисты заметили, что акцент на этих встречах делался на установлении устойчивых связей между странами ЦА, а сотрудничеству с Россией уделялось лишь 10-15% внимания. Россия сейчас, в условиях санкций, больше заинтересована в экономическом сотрудничестве с ЦА, хотя раньше все было наоборот: наши страны были инициаторами этого сотрудничества. Между тем политики делали акцент на установлении мира между Россией и Украиной ради экономических выгод стран СНГ. Пусть напрямую про это не говорилось, но подспудно подразумевалось. Думаю, это заставит главу Российской Федерации задуматься о прекращении конфликта, о том, что никому нехорошо от этой войны. Нам также стратегически важна Россия, особенно ее промышленность и заводы», — подчеркнул Адиль Сайлаубек.
Вопреки расхожему мнению о том, что Казахстан, приняв у себя нерукопожатных для Запада политиков, снизил свой рейтинг в общемировом политическом пространстве, политолог думает, что это не так. Напротив, Казахстан показал пример: говорить можно и нужно, в том числе и на неприятные темы.
«Токаев после своего знаменитого выступления на международном экономическом форуме (где говорилось, что мы не признаем ЛНР и ДНР — прим. ред.) поехал в США. Были и другие встречи: в арабских странах, с президентом Турции Эрдоганом, визит китайского лидера. Плюс последние события: Казахстан принял у себя россиян, бежавших от мобилизации, расширение списка безвизовых стран для казахстанцев. Думаю, для мирового сообщества уже было понятно, что мы стремимся к стабильности, для них не станет чем-то неприятно удивительным то, что мы и с соседями пытаемся жить в ладу. В конце концов, всем ясно, что даже если в обычной жизни важны добрые отношения с соседями по дому, то что говорить о дружбе с географическим соседом. Если бы Казахстан географически был, скажем, на месте Турции, то, возможно, и риторика властей была бы жестче, но мы рядом и мы сотрудничаем, хотя где-то и не принимаем всей их политики», — говорит Адиль Сайлаубек.
По словам политолога, сейчас нужно отдать должное президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву — в умении налаживать контакты он мастер. В этом году эдаким секретом Полишинеля стал тот факт, что весь мир буквально разделился на две противоборствующие команды. В этой турбулентной ситуации трезвая осознанность Токаева стала выгодным преимуществом Казахстана.
«Сейчас в Казахстане намечаются выборы. Избирателям нужно смотреть на кандидатов как в мастерстве управления внутренней политикой, так и внешней. Если говорить о внутренней, четко видно, что сам он хочет процветания и справедливости для народа. Он анализирует другие страны, видит, например, что в Америке все работает как по часам, а в Казахстане правовые институты шаткие, честно говоря. И ему хочется все наладить, но только ему. Потому что хоть другие казахстанские политики одного возраста с президентом, у них нет токаевского современного взгляда на вещи, некоторые из них продолжают мечтать о суперпрезидентской республике с оттенком монархии.
Это и есть уязвимое место президента — его окружение. Он окружен не только единомышленниками. Среди его коллег много испорченных деньгами людей, которые и вполовину не работают и вполовину не разделяют этого интереса президента. Ему придется решать этот вопрос, потому что на одной только работоспособности Токаева бесконечно ехать не получится.
Теперь о внешней политике. Здесь у Касым-Жомарта Кемелевича все преимущества в руках. Во-первых, большой опыт работы в дипломатии, ООН, международных организациях и соответствующий кругозор. Он много видел, на многое насмотрелся и сделал вывод о том, что устойчивое фундаментальное благополучие намного важнее личных амбиций. И сейчас он работает исходя из этой политики и уже многое сделал для имиджа страны: за последнее время Казахстан и Центрально-Азиатский регион вдвое подняли свою репутацию как в плане политики, так и в плане стратегического партнерства», — подчеркнул Адиль Сайлаубек.