Тимур Камалов руководит мастерской экопроектов во дворце Bolashaq Sarayi два года. За это время он и его воспитанники придумали немало поделок из «зеленого» сырья, полученного путем переработки отходов, в основном пэт-бутылок. Но не остановились и пошли дальше: три месяца назад на базе этой же лаборатории молодой человек организовал кружок 3D-инжиниринга, а результатом стал смоделированный протез руки для 11-летнего мальчика с особыми потребностями, который вот-вот станет его верным помощником. Как родилась эта идея и как тренд на экологичность может быть не только модным, но и экономичным, преподаватель поделился с собственным корреспондентом ИА «NewTimes.kz» Аэлитой Таевой.
Тимур окончил инженерно-экологический факультет одного из местных вузов. О лаврах педагога и не помышлял — так вышло, что профессия выбрала его сама. Оказалось, после университета молодой человек не нашел место по специальности, зарабатывал в сфере обслуживания, даже грузчиком успел поработать.
«Совершенно не мог представить, что буду преподавателем. Но однажды мне предложили заниматься здесь с детьми по эконаправлению, и я согласился. Сейчас рад такому повороту, оказалось, педагогика мне близка. В моей мастерской занимаются ребята разного возраста, приходят в любую погоду, им вообще-то любой проект по плечу, главное — направить. И оборудование необходимое у нас есть: шредер, экструдер, пресс-шкаф, инжектор и другие. К слову, моя ученица выиграла грант на проект «Экоконтейнер»: в этом году в четырех городских школах установим ящики для раздельного сбора мусора и дальнейшей переработки», — поделился Тимур.
Мальчишки тут же демонстрируют шлем и молот супергероя Тора, рассказывают, что сладить деревянное блюдо для рыбы для них проще простого. А раз так, то почему бы в конкурсах не участвовать? Они и стараются, а полученные за призовые места денежные премии, гранты вкладывают в новые идеи.
О Makeathon «TOM: Kazakhstan» — отечественном сообществе изобретателей-мейкеров, которые помогают людям с особыми потребностями, Тимур узнал от друга и сразу решил присоединиться к очередному марафону в столице. Так появился прототип бионического протеза руки. В три дня кокшетауская команда реализовала задумку, уложившись в бюджет и сроки.
«С Асанали нас познакомили организаторы — с рождения у него нет руки от предплечья. Поэтому протез сразу предназначался для него: сняли замеры, чтобы протез не отличался от второй руки, выяснили, какие функции важны. Я на связи с его мамой, надеюсь, что наше изобретение улучшит качество жизни мальчика. Протез готов на 80 процентов, сейчас мои коллеги-специалисты активно помогают — протез будет автоматически настраиваемым. Все детали напечатаны на 3D-принтере из специально переработанного пластика. В корпусе протеза будет установлен датчик, улавливающий электромагнитный импульс мышечной активности и преобразующий его в механическую работу. С помощью такой кисти можно будет не только держать, скажем, кружку, ложку, ручку, но и работать на клавиатуре. Кстати, Асанали увлекается супергероикой Marvel, поэтому робот-рука в окончательном виде будет в стиле Железного человека», — объяснил Тимур.
Все детали, по словам молодого изобретателя, долговечны. Но даже при поломке ремонт будет стоить дешево. Конечно, пока протез не на 100 процентов казахстанского содержания, некоторые комплектующие заказывали из Китая, но молодой человек убежден, что это вопрос времени.
«Makeathon — это удивительное пространство, в котором люди помогают друг другу. Одна команда смастерила следж-сани для параспортсмена, он опробовал их на тренировках и поехал с ними на чемпионат мира в Таиланд! После конкурса понял, что иду по правильному пути, и полтора года назад мы с друзьями организовали общественное объединение «Бірге оңай», решив оказывать посильную поддержку людям с инвалидностью, мотивировать их. Теперь у нас есть новые знания, энергия, чтобы продолжать это дело, тем более дирекция дворца нас поддерживает. Сейчас наша мастерская сотрудничает с центром офтальмологии из Астаны, мы делаем для них экооправы», — рассказал руководитель мастерской.
В планах у преподавателя создание не только усовершенствованных протезов, но и экзоскелетов. Причем шаг за шагом воплощает их в жизнь: у Тимура уже есть два 3D-принтера, которые он приобрел на безвозмездный грант для реализации бизнес-идеи, а не так давно выиграл другой — для производства сырья методом экструзии пластиковых отходов.
«Кстати, до этого я делал небольшие приспособления, помогающие открывать двери, для людей с особыми потребностями. Прежде чем взяться за экопротезы, перелопатил много информации. Стоимость протеза в Казахстане в среднем больше миллиона тенге, эту цену доступной не назовешь. Пусть в нашей стране их производство все еще не развито, но у нас есть большой потенциал. Термопластик для 3D-принтера можно получать из использованных бутылок, что, разумеется, значительно удешевляет себестоимость», — добавил Тимур.
Таких, как он, немало, уверен экоинженер. А значит, это направление неизбежно будет развиваться.
Фото автора