Трагический случай, когда школьник покончил с собой из-за того, что ему запретили надеть юбку, — один из примеров того, к чему может привести подавление личности. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко на дискуссионной площадке «Ноль дискриминации» узнала истории ребят, которые откровенно поделились своими проблемами.
Согласно данным ЮНИСЕФ Казахстан, 66% детей сталкиваются со школьным насилием и дискриминацией, 44% стали жертвами насилия в школе, 24% совершали акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. В то же время в нашей стране фактически нет антидискриминационного законодательства.
В досуговом центре TeenergizerQZ при Казахском научном центре дерматологии и инфекционных заболеваний помогают детям и подросткам справиться с буллингом и другими видами дискриминации. Многие ребята приходят в центр за помощью, но потом остаются здесь, чтобы оказывать ее другим. Среди них волонтер организации Мирас, который столкнулся с проявлением в свой адрес гомофобии.
«Нельзя говорить, что ориентация может быть ненормальной, — считает молодой человек. — Лично я сталкивался с пренебрежительным отношением со стороны одноклассников в мой адрес. Сегодня я сам работаю в центре и помогаю ребятам, которые живут с ВИЧ. Многие считают это чем-то предосудительным. А я это делаю просто потому, что хочу сделать этот мир добрее и лучше. Для этого веду страничку в соцсетях. В неделю сюда поступает до 10 новых сообщений. Teenergizer также работает в Украине, Кыргызстане и Таджикистане. Часть консультаций оказывают коллеги из Украины, где работает большой пул консультантов в режиме 24/7. Для этого на сайте Teenergizer.оrg постоянно работает открытое окно, куда можно обратиться анонимно. Организация действует в рамках движения «Равный равному», исходя из того, что помочь подростку или молодому человеку реально может его сверстник, который столкнулся с аналогичной ситуацией».
Мирас завершает учебу на бакалавриате по специальности «филология». Затем он планирует обучение в сфере общественного здравоохранения, чтобы продолжить оказывать помощь людям, подвергшимся дискриминации.
«К сожалению, гомофобия в нашей стране с каждым годом только усиливается, — говорит Мирас. — Рядом с Казахстаном — Россия, которая собирается принять закон о запрете пропаганды ЛГБТ. А запрет — это и есть проявление гомофобии. От этого подобных людей меньше не станет, просто они станут скрываться, уезжать в другие страны. Россия сильно влияет на Казахстан, и я боюсь, что и у нас последуют этому примеру».
Молодой человек считает важным, чтобы проблемы ЛГБТ-сообщества услышали. Для этого, по его мнению, нужно, чтобы представители сексуальных меньшинств присутствовали в законотворческих структурах нашей страны.
«Каждую личность, какая бы она ни была, нужно уважать, — уверена соцработник, равный консультант Зульфия Сапарова. — Я очень толерантно отношусь к представителям ЛГБТ, хотя мой муж — гомофоб. Возможно, если бы он работал со мной и услышал все эти истории о дискриминации, об ущемлении прав с гендерной стороны, то поменял бы свою точку зрения. Моя задача в центре — помогать людям, живущим с ВИЧ, которые в нашей стране подвергаются дискриминации. Граждане в возрасте 40+ по-прежнему уверены, что ВИЧ могут заразиться только наркоманы и проститутки и это страшно заразное заболевание. Это далеко не так. На воздухе вирус живет две минуты. Не многие, в том числе и медики, знают, что благодаря современным методам лечения ВИЧ перешел из разряда смертельных в разряд контролируемых хронических заболеваний. И если человек с этим заболеванием принимает соответствующие препараты, он даже не способен заразить своего полового партнера».
К слову, Зульфия сама многие годы имеет положительный ВИЧ-статус и не скрывает этого во время встреч с учащимися колледжей и студентами университетов, которые организует центр по тематике ВИЧ-СПИДа, дискриминации и ментального здоровья.
Другие
«Изначально мы начали работать с подростками, живущими с ВИЧ, — рассказывает руководитель центра Людмила Полякова. — А затем стали помогать и ребятам, столкнувшимся с такими видами дискриминации, как ранкизм, эйджизм, эйблизм, сексизм и мизогиния. Так как мы активны в соцсетях, к нам обращаются ребята разного уровня образования, социального положения. Современные подростки достаточно толерантно относятся к вещам, которые неприемлемы для старшего поколения».
Один из тех, кто пришел на встречу в центр, — Амангельды. Трудно представить, что этот уверенный в себе, высокий и красивый парень еще недавно был жертвой буллинга.
«Я учился в обычной школе, — делится свое историей Амангельды. — Но так получилось, что семьи моих одноклассников были более материально обеспечены, чем моя семья. Ребята хорошо одевались, ходили в кафе, кино. У них были дорогие смартфоны. Мои родители не могли все это мне дать. И одноклассники меня постоянно унижали то за дырку в брюках, которую я не заметил, то еще по каким-то причинам. Ребята, которые хорошо ко мне относились, никак меня не защищали. Да и учителя, которые знали о проблеме, фактически ничего не делали. И когда мне при учителях одноклассники сказали, что я нищеброд, не выдержал и все рассказал родителям. К счастью, они меня поддержали. А бабушка сказала, что проблему надо решать радикально и мне нечего делать в этой школе. Так в 8-м классе я перешел в другую. Сейчас у меня все отлично, ребята в классе дружные и очень доброжелательные. Учусь хорошо, благо, что здесь и учителя отличные».
Несладкая жизнь
Часто в центр обращаются по поводу медицинской дискриминации, так называемого эйблизма. Когда человеку не дают возможности реализовать свои права по заболеванию. Наиль Закиев один из тех, кто стал жертвой этого вида дискриминации.
«Сейчас мне 19, а диабет появился у меня в 9 лет, — поведал о себе Наиль Закиев. — В школе меня двое парней вывели в туалет и начали избивать, потому что у меня диабет. В процессе избиения они кричали: «Почему к тебе другое отношение? Почему тебе можно уходить с уроков, а нам нельзя». Они вливали в меня воду со словами: «Сейчас ты растаешь, ты же сахарный». Постоянно звучали издевательские шутки, типа «тебе же нельзя сладких снов желать». Один раз на уроке у меня сильно упал сахар, я начал терять сознание, и учитель вывел меня из класса со словами: «Ты лучше умирай здесь, а не у меня в кабинете!» Почему-то у многих учителей было впечатление, что я использую свой диагноз, чтобы уйти с уроков».
Сегодня Наиль возглавляет юную диабетическую лигу и старается помочь детям, заболевшим сахарным диабетом.
«Сейчас казахстанское общество более осведомлено о том, что такое диабет, — делится Закиев. — Но мы боремся по поводу того, что у нас нет ни одного не то что государственного, но даже частного садика, в который бы принимали детей с диабетом. Вечная проблема с частой сменой медработников. Только мы обучим человека — он уже уходит. Та же проблема со школами. Многие из них работают на то, чтобы получать высокие рейтинги, и как только там появляется больной сахарным диабетом, его сразу же выгоняют. Впрочем, такое было и у меня. Моих родителей просили перевести меня на домашнее обучение».
По словам Наиля, 99% обратившихся в организацию детей с сахарным диабетом фактически изолированы от мира. Когда такой ребенок приходит в школу, его буллят. На фоне повышенных гормонов он ссорится со всеми друзьями и закрывается, общается с окружающим миром с помощью телефона и компьютера. То есть учителя банально не информированы, что такое сахарный диабет и не хотят брать ответственность за детей, которые страдают.
Поэтому волонтеры юной диабетической лиги во всех школах, где есть учащиеся с диабетом, стараются проводить различные просветительские мероприятия, раздают там буклеты. Организация сотрудничает с республиканской школой лидерства «Жана урпак», у которой есть лагерь, где проводятся различные тренинги для развития мягких навыков, ораторского искусства. Сейчас при поддержке спонсоров НПО посылает туда ребятишек с сахарным диабетом. На зимних каникулах там побывало 10 детей с этим заболеванием.
И еще сотрудники неправительственной организации регулярно пишут в министерства здравоохранения, просвещения по поводу проблем, которых у детей-диабетиков множество. К сожалению, не всегда удается добиться обратной связи.