воскресенье, 28 апреля 2024 г.
icon
443.35
icon
475.54
icon
4.82
Алматы:
icon
4oC
Астана:
icon
5oC
1xadv
×

Опасные перепосты в Сети. Кто и зачем делает фейковые новости

По каким тревожным звоночкам можно понять, что новость с интригующим заголовком и не менее заманчивым обещанием раскрыть сенсацию, удивить «правдой, о которой вы не знали», скорее всего, фейковая новость? Рекомендациями и советами, как отличить фейк от правды, с ИА «NewTimes.kz» поделилась медиаэксперт, руководитель проекта #tekmediasauat, исполнительный директор ОО KazMedia Network Бактыгуль Бурбаева.

Фото: brotiN biswaS/pexels
Фото: brotiN biswaS/pexels

По словам эксперта, первое, на что следует обратить внимание, — это происхождение новости, источник информации.

«Проверьте, кто ее публикует — информационное агентство или развлекательный сайт. Существует такой сервис, как Whois — глобальная база данных по доменам интернет-ресурсов, где хранится информация о его владельцах. Можно вбить название сайта в поисковую строку сервиса и выяснить нужные сведения. Второй важный момент — отследите, откуда вы получили информацию. Если это один из пабликов в соцсетях, школьный или соседский чат, помните, что там могут поделиться любой непроверенной информацией», — отметила Бактыгуль Бурбаева.

Медиаэксперт советует: никогда не спешите делиться ссылкой на материал, который вызывает сомнение. Напомним, в законодательстве Казахстана предусмотрена ответственность за распространение недостоверной информации. Но не все об этом знают.

«Подумайте хотя бы минуту, стоит ли это делать — делиться с кем-то непроверенными сведениями. В нашей стране закон предусматривает определенное ограничение на распространение информации. Если в ней содержатся недостоверные данные, за это можно понести уголовную ответственность. Например, если речь идет о призывах к разжиганию межнациональной розни, пропаганде наркотиков, сепаратистских высказываниях и пр. Перед тем как нажать кнопку «Поделиться», подумайте о последствиях, к которым может привести обычный перепост в интернете. Точно такая же ответственность предусмотрена и за комментирование публикаций в интернете. За любой комментарий автор несет личную ответственность по закону. В целом нужно относиться к людям, которые что-то пишут в Сети, так же, как и в жизни, — с уважением, не позволяя себе высказывать гадости, успокаивая себя тем, что это происходит онлайн», — убеждена Бактыгуль Бурбаева.

Еще один важный критерий для определения фейковой информации — наличие методов манипуляции мнением читателей, чрезмерное расхваливание определенного товара.

«Если, к примеру, в рекламе производитель хвалит только свои макароны и выставляет других конкурентов в неприглядном свете — это недобросовестная реклама. Будьте осторожны с подобной информацией, не становитесь жертвой чьих-то недобросовестных игр и манипуляций», — напомнила руководитель проекта #tekmediasauat.

Медиаэксперт отмечает, что нужно критически относиться к любой информации, тем более когда в ней опираются на эмоции, а не на факты.

«Помните, что любая информация, основанная на эмоциях, создана для чего-то, например, управлять вашей реакцией. И, скорее всего, это фейк. Если увиденное в Сети сообщение вызвало сильный смех или гнев, задумайтесь, потому что профессиональная информация, подготовленная журналистами, имеющими соответствующее образование, исключает эмоциональную составляющую. Она сбалансирована, основана на фактах, официальной статистике, разных мнениях людей по определенной проблеме. В общей массе инфопотока мы должны доверять профессионально подготовленной информации. Конечно, из этого следует, что журналистам тоже следует поработать, чтобы вернуть доверие аудитории», — добавила медиаэксперт.

Не менее важный маркер для определения фейка — наблюдение, отражена ли в новости полная картина происходящего, представлено ли в ней несколько мнений. Если ситуация описана только в одном и, скорее всего, выгодном для кого-то ракурсе, это еще один тревожный звонок.

«Также в фейковой информации могут быть грамматические ошибки, призывы к действиям: «срочно распространить», «принять участие в акции», «отправить знакомым». Не реагируйте на подобные вещи. Это делается для того, чтобы манипулировать вашими действиями. Развивайте привычку на все смотреть под призмой трезвого сомнения, проверяйте информацию, ищите первоисточник и спрашивайте себя: нужно ли мне участие в распространении этой информации, — отметила Бактыгуль Бурбаева. — В целом события, которые происходят в реальной жизни, вашем пространстве, важнее, чем онлайн-мир. Можно потеряться в соцсетях, бездарно потратить время и не успеть сделать что-то для себя — не получить хорошее образование, не помочь друзьям и близким, не выполнить свою работу, не обучиться и так далее. Можно посвятить жизнь полезным вещам: провести время с близкими, почитать книгу, принять участие в субботнике, привести в порядок улицу и т. д.».

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 2