Вот уже третий год супружеская пара из Алматы — Андрей и Елена Гайда, которые ранее основали собственную мастерскую семейного воспитания, занимаются развитием детского туризма в Казахстане. Они водят детей разных возрастов в походы, зимой учат подопечных кататься на лыжах, а летом — управлять водными средствами — катамаранами, сапами и байдарками. Автор ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева побывала на крайнем выезде клуба спортивных приключений «Рубикон Гайда» и увидела, как дети учатся собирать палатки, готовить себе пищу, разжигать костры, плавать и управлять сплавсредствами под присмотром Лены, Андрея и старших детей.
Андрей и Елена ведут активный образ жизни: катаются на лыжах, сноубордах, велосипедах, отправляются на сплавы на байдарках и катамаранах, ходят в горы, путешествуют и постоянно познают что-то новое. Уже много лет семья работает в сфере детского воспитания в собственной МСВ (мастерской семейного воспитания), около 10 лет назад они решили передавать детям не только теоретические знания об окружающем мире, но и приучать новое поколение к активному образу жизни на практике. Родители уверенно отправляют детей в путешествия с клубом спортивных приключений, ведь Елена — педагог и психолог с многолетним стажем, которая постоянно повышает свою квалификацию и тщательно организует весь процесс поездки, чтобы дети были в безопасности.
Этим летом 15 детей из Алматы от 8 до 16 лет отправились в незабываемое приключение по волнам Капчагая с клубом спортивных приключений. Утром первого дня все собирались в назначенной точке в городе, где родители попрощались с детьми, а мы собрали все сумки, рюкзаки и прочее снаряжение, познакомились друг с другом и отправились в заветную точку Б.
«Каждый наш выезд в парусную школу — это отдельная маленькая жизнь. За эти пять дней детям надо решить определенные задачи. Они договариваются между собой, ищут пути решения проблем. Это и есть модель жизни, некая проба пера: как я буду вести себя, если буду нести ответственность за всю свою команду, как мы будем распределять обязанности? — говорит основатель школы Елена Гайда.
В этом году «Рубикон» остановился на одной из баз отдыха Капчагая, которую закрыли специально для парусной школы. Первым делом по приезде все отправились купаться, ибо в разгар летней алматинской жары это лучшее занятие. Далее участников определили по палаткам и приступили к их сборке. Организаторы рассказали о предстоящих задачах детям, на что те решили распределиться по группам.
Дети сами определили, сколько будет групп, а также решили, что в каждой группе должны быть участники разного возраста. Готовили себе также самостоятельно, в готовке, сервировке стола и последующей его уборке участвовали все команды по очереди. В школе было организовано вкусное, домашнее и сытное питание: каши, супы, овощные рагу, салаты, а также дыни и арбузы в качестве полдника и вкусный горячий какао по вечерам, которые мы проводили у костра.
«Я езжу в парусную школу, потому что летом дома бывает скучно, а тут можно плавать на катамаранах, купаться, когда вокруг очень жарко, и восполнять нехватку приключений в крови!» — говорит один из участников, 12-летний Мансур Жалмагамбетов.
Пожалуй, одна из главных особенностей этой школы — степень ответственности, которая лежала на детях. Организаторы дали детям право составить расписание дня, питания, а также дети сами выбирали, какими развлечениями сегодня заняться. При возникновении каких-то проблемных моментов детей собирали на совещание, где они сами придумывали пути решения ситуации, голосовали, учились высказывать и доказывать свою точку зрения и договариваться в команде. Именно такой подход к воспитанию позволяет сформировать у ребенка осознание ответственности за свою жизнь.
«Парусная школа — это возможность попробовать себя во взрослой жизни. Если дети едут в лагерь, там им дают в основном развлекательные задачи, а за основные моменты отвечают взрослые. Мы же строим все по-другому и предоставляем возможности, время, место, чтобы дети ответственно смоделировали свою маленькую жизнь. Да, мы им помогаем, настраиваем их, рефлексируем вместе, но все, что мы делаем, — создаем условия, чтобы они получили позитивный опыт, помогаем им самостоятельно прийти к успеху», — говорит Елена по поводу ответственности детей.
Времяпрепровождение в парусной школе можно поделить на три блока:
Важно отметить, что баланс между трудом, учебой и отдыхом соблюден очень удачно: было много как деловых мероприятий, так и развлекательных. Например, в один из последних дней все написали свои заветные желания, сложили в бутылку и закопали на соседнем острове. В следующем году откроем и узнаем, все ли желания исполнились.
Обилие разных занятий способствует расширению кругозора ребенка и его навыков и умений.
«Паруса — это дополнительный интерес, но не самоцель нашей летней школы. У каждого ребенка есть выбор — учиться управлять катамараном или просто отдыхать. Никто не заставляет детей что-то делать, ответственность лежит на них. Да, есть обязательные моменты по технике безопасности. В остальном они сами определяют, быть активными или пассивными, ведущими или ведомыми, отдыхать или суетиться», — рассказывает Елена.
И, действительно, выбор, чем заняться, в парусной школе всегда есть. Если кто-из детей устал от солнца и не хочет плыть на остров, он может остаться помогать накрывать на стол. Если не хочет резать овощи, может пойти прибирать посуду. Дети сами выбирают и распределяются, кто на чем будет плыть, кто за что отвечать.
«Самое важное — это то, что они встречаются друг с другом. С нами всегда ездят ребята с особенностями в развитии, дети учатся общаться с ними, отлаживать совместную работу команды, распределять обязанности, учитывая, что не на каждого участника можно положиться. Ребята уже третий год достаточно успешно справляются с этой задачей, и мы в свою очередь постепенно расширяем их круг ответственности. У нас есть планы сделать такие выезды еще более самостоятельными, чтобы они сами организовывали свои поездки, продумывали закуп продуктов и так далее», — дополнила Елена.
Парусная школа — это демоверсия всей жизни, в которой ребенок может изменить свои модели поведения. Она дает возможность детям проявить себя в новой среде, учит важным навыкам и дарит незабываемые эмоции.
«Родители рассказывают, что дети вернулись более ответственными, у них изменилось отношение к братьям и сестрам, кто-то уезжает в первый раз от семьи. Мы выезжаем с подростками, а основная задача этого возраста — отделение от родителей, и им необходимо почувствовать себя взрослыми, самостоятельными, независимыми. Мы даем им такую возможность», — заключила Елена Гайда.