вторник, 3 декабря 2024 г.
icon
524.58
icon
551.91
icon
4.93
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-10oC
×

Путеводная звезда художника Абылхана Кастеева

Коллектив Государственного музея искусств им. А. Кастеева открыл полновесную ретроспективную выставку «Наследие века» к 120-летию основоположника казахстанского изобразительного искусства, уникального мастера Абылхана Кастеева (1904-1973), где побывала автор ИА «NewTimes.kz» Зитта Султанбаева. На выставке представлено около 300 графических, живописных и декоративных работ, являющихся культурным наследием  воистину народного художника Казахской ССР. История, которую он запечатлел на своих монументальных полотнах, отражена во всем: и в акварельных эскизах, и в карандашных зарисовках, и в портретных образах. Каждая его, на первый взгляд, не броская работа дышит необычайным теплом и трепетным отношением к жизни во всей ее полноте: и к людям, и к этим широкофокусным, как его широкая натура, пейзажам.

Фото Абликима Акмуллаева
Фото Абликима Акмуллаева

На открытии выставки авторитетный искусствовед старшего поколения Ермек Жангельдин сказал такие точные слова:

«Мне повезло работать  директором этого музея. Все эти годы путеводной звездой нас вела идея создания музея им. Абылхана Кастеева и создание коллекции, достойной его имени, в которую вошли многие произведения наших лучших художников. Отдельно хочу сказать об Абылхане Кастееве. Вы знаете, что до этого музей носил название «галерея имени Шевченко». Это было решение Москвы. Тогда мы считали первым нашим художником Тараса Шевченко, который когда-то здесь находился в ссылке и делал зарисовки. И было сложно заменить эту традицию. После того как объединили два музея — прикладного искусства (что очень жаль, конечно) и изобразительного искусства и галерею имени Шевченко, тогда и был создан музей им.  Абылхана Кастеева. Было реализовано достойное желание нашей общественности и нашей страны, чтобы новый прекрасный музей получил имя замечательного художника. Его творчество — это казахская энциклопедия жизни советского периода.

Я бы призвал вас не смотреть на Кастеева однобоко, ведь он был не только художником и живописцем, а настоящим философом. Это человек, который через свое сердце и свою душу пронес высочайшие эмоции любви к своей родине. Каждая его работа наполнена большим философским смыслом. Мне хотелось бы обратиться к нашей художественной общественности, чтобы эта часть его творчества и его философии широко популяризировалась.  В 50-е и 60-е годы издавались открытки, марки и постеры с его работами. Он был воистину народным художником. Его имя можно поставить наравне с Джамбулом и Мухтаром Ауэзовым». 

Ермек Жангельдин слева

С вопросом, в чем уникальность Кастеева, в чем его значимость и каким он был как личность,  мы обратились к Ермеку Токтагалиевичу.

«Уникальность его в том, что он первый, официально признанный художник, основавший школу изобразительного искусства Казахстана. Значимость для меня в том, что для меня он раскрылся со временем. Раньше я ценил больше современных (на тот момент) художников. Но чем больше я отдаляюсь от 60-х, 70-х годов, понимаю, что Кастеев — это уникальный художник, такое явление в нашей жизни и стране. Это не только художник. Прежде всего, я открыл для себя его энциклопедический аспект. Каждый его пейзаж,  каждый его портретный образ — это плод его уникальных изысканий. Многие писатели создают литературные образы. 

Абылхан Кастеев возродил образы Абая, Валиханова, Джамбула, то есть он оставил после себя такую иконографическую хрестоматию, которая для истории изобразительного искусства Казахстана важна.  Кроме этого, как это у художников бывает: сначала нарисую, потом думаю.  У Кастеева же все наоборот. Он  сначала долго-долго думает, что он хотел сказать,  а потом берется за кисть. И это сейчас очень сильно выделяется своей выпуклостью на фоне нынешней художественной жизни. С точки зрения исторической, очень значимо для Казахстана, потому что, понимаете, литературные и фотографические образы дают меньше исторической значимости, нежели художественные произведения искусства. Они пронизаны духом того времени, глазами того времени, образами людей и повседневной жизнью, каким-то особым складом. Это действительно такое исконно национальное, казахское, нежное, любовно сделанное искусство. И он не мог охватить, но у него было это желание, ведь тогда не было панорамных фотоаппаратов. И вы знаете,  он их предвосхитил. 

Ну а как личность я не могу характеризовать, потому что я был мальчишкой, только приехал в 1972 из Москвы. Его ореол нас сдерживал.  Но он был очень доступным. Он очень много ездил на пленэры  в Алма-Ату, а в 1971-м скончался. Мы видели его, но не решались подойти. В среде художественной его очень любили». 

Курман Муратаев, кандидат искусствоведения, профессор, деятель культуры РК, член Союза художников и дизайнеров РК:

«Сегодня большой праздник — 120-летие нашего выдающегося художника, чрезвычайно искреннего человека. По его картинам видно, что у него сердце присутствует на холстах. Это уникальное явление. Для меня он как казахский Будда. Такое я наблюдал у Ван Гога — когда сердце чувствуешь на холсте. Почему я так говорю? А 1972 году в Союзе художников было собрание в связи с тем, что представители министерства и все выступающие художники говорили о своих проблемах. Кто-то просил мастерскую, кто-то квартиру, кто-то садик для внуков и так далее. И все говорят, ага, идите к  Кастееву».

«За что вы любите нашего мастера?» — спросили мы у известного и самобытного художника-самоучки Ерсаина Жапака — автора известного стихотворения, посвященного Абылхану Кастееву, которое он торжественно прочел на выставке.

«Абылхан-ага — основоположник казахстанского искусства. Я думаю, он всем художникам пример, очень трудолюбивым был.  Мне очень интересен его соцреализм. Особенно нравятся три его картины: «Сбор урожая», «Иссык-Куль» и «Медео». 

Как он изобразил и расположил фигуры! Как работал с объемом и перспективой! Я открыл для себя на этой выставке его акварельные работы, которые, возможно, впервые взяты из запасников. 

Скольких художников он поддержал! И нашим женщинам он помогал! И краски доставал, и дал дорогу, направив  на учебу Айшу Галимбаеву и Гулфайрус Исмаилову. И они стали народными художницами республики!

Однажды я услышал историю от Сахи Романова. Как-то они вдвоем пошли на пастбище рисовать чабанов. В ауле накрыли дастархан в честь него. Уже солнце стало садиться, казан закипает. Но Кастеев сидел и упорно трудился над своим холстом и на все приглашения отвечал: «Я должен закончить». И пока не завершил работу, так и не подошел.

Кастеев в Москве два года учился. До этого посещал изостудию Н. Хлудова. Он азбуку реализма изучал у маститых художников. Его мастерство в 50-60-х годах стремительно развивалось. Он постоянно выезжал на пленэры. Его творчество стремительно развивалось. 

А мое творчество — это примитивизм, далеко от Кастеева. Я  рисованию не обучался. Но люблю рисовать. У Кастеева стиль ни на кого не похожий, оригинальный, он народный художник! Его стиль — реализм, а тема — соцреализм. Он как Винсент Ван Гог — рисовал рабочих, колхозников,  нефтяников, оценил и зафиксировал в своем творчестве  цвет нации — настоящих тружеников».

С вопросом «Каким был папа для вас и в чем вы видите его уникальность?» мы обратились к младшей дочери мастера — члену Союза художников Республики Казахстан, педагогу по декоративно-прикладному творчеству Гулназие Абылхановне Кастеевой.

«Я с высоты своего возраста и как педагог считаю, что его уникальность  в том, что он сам себя сделал. Все знают, что он был батраком, который прошел такую тяжелую жизнь. Папа не учился в школе, но он сам выучил латиницу и кириллицу. Он ходил по музеям, смотрел и впитывал — сам себя образовывал. Это самое главное! 
И по картинам, по его бескрайним пейзажам видна широта его души.

Он был дважды председателем Союза художников и всегда по-отечески относился к молодым художникам. Будучи дважды депутатом Верховного совета Каз ССР, отец всем помогал: кому-то с квартирой, кому-то устроить детей в детский сад, в далеком ауле в Чимкентской области построил аулчанам мост через реку… Хотя себе ничего не сделал, только дом, который построили папе в 1958 году, и то вместо кирпичного построили каркасно-камышитовый… дома было холодно. Долгие годы отец добивался центрального отопления, 15 октября наконец подключили долгожданное центральное отопление, а 2 ноября отец ушел из жизни…»

На выставке царила необычайно теплая и душевная атмосфера. Художники охотно делились воспоминаниями о легендарном мастере. 

Художник Хашим Курбанов вспомнил, как именитый художник благословил его.

«Отец мой с гордостью рассказывал о том, как на какое-то мероприятие их колхоза имени Кирова Панфиловского района, где мой отец был парторгом, он привез целую грузовую машину с баранами, шубатом, кумысом, спиртным и даже юртой, которую разбили прямо во дворе дома Кастеева. Отец привез с собой двух женщин, которые бешбармак и баурсак готовили, и мужчин, которые барана резали. Три дня был той, где все наши великие художники три дня ночевали, пили и  кушали бешбармак. Я его сам не видел, но знаю. Он мне дал бата».

«А я его видел и он меня», — отметил известный казахстанский скульптор Шокан Толеш.

«Мои родители жили у Кастеева. Мама была беременная, — продолжил Шокан Толеш. — После того как я решил стать скульптором, отец сказал: «Кастевка барам, жумысынды корсетемин, болмайсын художник». А Кастеев был очень спокойным и скромным человеком. Самовар поставили, а я час уже ждал, и про меня вспомнили. «Эй, балам, жумыстарын кайда — покажи работы!» Я свои работы и показал. Он глянул и сказал: «Мынау бала окысын!» Вот так Кастеев нас благословил! Мы специально пришли посмотреть, как 40-50 лет тому назад Кастеев рисовал наш край». 

«Кстати, многие этюды и такие картины, как «Уборка урожая», представленные здесь, написаны в Жаркентской долине, — добавил Хашим Курбанов. — Чтобы написать большую картину, которую заказывали колхозы для своих домов культуры. Это были госзаказы. Тогда не было «соток», не было фотоаппаратов, и он специально ездил за материалом и собирал факты, писал этюды, из которых рождались эти прославленные полотна».

Слева направо: скульптор Шокан Толеш, художница Зитта Султанбаева, живописец Хашим Курбанов

Внуку Абылхана — Даурену Кастееву передался талант предка. Он художник-баталист, автор монументальных и исторических полотен.  

— Что для вас значит ваш дедушка? Какое влияние он на вас оказал? Какие работы самые любимые для вас?

— Дедушка оказал огромное влияние на меня. Я впитал это с молоком, кровью. Его работы для меня — это ассоциация с любовью и естеством к природе, любовь к деталям, какое-то умиротворение, успокоение, гармония. Многие его работы любимые.

Мне очень нравится его «Охотник»: такая сдержанность по цветам, по тону, в ней много глубины. Очень прочувствован образ человека. Суровый холод и взгляд и пластика. Шикарная работа, и она редка по своей пластике вообще среди всего его творчества.

Конечно, нравится его акварельная работа «Первый снег».  В ней изображены просто кусты в ряд, на них снег шапочкой. Но прописаны с такой тщательностью, они пушистые, что хочется их потрогать. Солнышко, весна! Это уже к возрождению природы. Ты наполняешься впечатлениями! А это, я думаю, в искусстве один из самых важных моментов, это наши эмоции, чувства и размышления.

Слева направо: художники  Даурен Кастеев, Ерсаин Жапак и Канат Абдукарим

Фото Абликима Акмуллаева

Что думаете об этом?
Нравится 13
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0