Студенты одного из столичных университетов побывали в разных уголках мира по программе академической мобильности и поделились впечатлениями о жизни и учебе за рубежом. Что больше всего удивило казахстанскую молодежь, попавшую в престижные вузы? Подробнее — в материале Алины Бикеевой для ИА «NewTimes.kz».
Напомним, по госпрограмме академической мобильности студенты казахстанских вузов могут выиграть грант на учебу в вузах Европы, США и Юго-Восточной Азии и обучаться в зарубежных альма-матер семестр или год. Для этого нужно пройти конкурсный отбор, в том числе на знание английского языка.
Одна из участниц программы — астанчанка Дарья Бородохина осенью прошлого года выиграла грант на обучение и на один семестр стала студенткой Halic University в Стамбуле. Здесь ее ждали не только занятия, но и погружение в атмосферу любимого многими города.
«Вначале было довольно сложно, особенно из-за языкового барьера. В Турции мало кто говорит на английском, кроме тех людей, с которыми я училась в университете. Поначалу чувство некой отрешенности было довольно сильным, но со временем я привыкла. Постепенно нашла друзей и немного подучила турецкий язык. Это был полезный опыт», — рассказала Дарья Бородохина.
Своего рода открытием для студентки стало значительное отличие системы оценки знаний и формата обучения в университете.
«Я привыкла к тому, что нужно постепенно готовиться к экзаменам, выполнять текущие задания и работы, но в Halic University итоговая оценка складывается только из двух рубежных контрольных и сессии, она зависит буквально от трех заданий, а все остальное время свободно. Конечно, я посещала занятия, но из-за отсутствия заданий расслабилась, но затем пришлось поднапрячься, чтобы все сдать, — отметила она. — Кроме того, учеба за рубежом для меня стала новым этапом в личном развитии. Я очень благодарна возможности увидеть другую страну, ее культуру благодаря академической мобильности. И было также радостно вернуться домой, где меня ждали родные и друзья».
Другой участник программы, Елнур Досымов, с августа по декабрь 2023 года учился в США в Lawrence Technological University. Поездка за океан запомнилась не только культурными открытиями — жизнь в другой стране вдали от родных стала испытанием на самостоятельность.
«Учеба в Америке расширила мой академический кругозор, подарила массу новых знакомств, общение с представителями других стран. Я получил от них множество полезных советов, которые, уверен, пригодятся мне в жизни. Поездка в США была первым опытом жить вдалеке от родных. Это научило меня самостоятельности, так как в случае возникновения проблем я мог полагаться только на себя. Что касается учебы, нагрузка была довольно высокой, и мне приходилось распределять время, чтобы успевать учиться в двух университетах одновременно — онлайн в Казахстане и офлайн в США. Некоторые предметы я закрывал, обучаясь в принимающем университете, после приезда мне выставили все оценки», — рассказал Елнур Досымов.
Отдельным событием, богатым на впечатления и эмоции, для студента стали поездки в города Америки.
«Я увидел Детройт, Чикаго, Майами и Нью-Йорк. Благодаря программе академической мобильности смог побывать в местах, которые до этого видел лишь в кино», — добавил Елнур Досымов.
Алдияр Сакен сейчас заканчивает шестимесячное обучение в Schmalkalden University of Applied Sciences (Шмалькальден, Германия). Реальность и ожидания от учебы за рубежом удачно совпали, констатирует он.
«Ожидания были очень высокими, особенно по поводу получения образования за пределами Казахстана и знакомства с культурой другой страны», — отметил он.
Алдияр рассказал, что готовился к участию в программе обмена, в том числе изучая культурные особенности страны.
«На мой взгляд, перед приездом в новую страну нужно обязательно обратить внимание на разные аспекты и моменты, связанные с образом жизни, чтобы не было сильного культурного шока. В Германии меня поразила открытость и свобода местных жителей. Здесь не стесняются самовыражаться, одеваться и выглядеть так, как им хочется. За время учебы мы успели с друзьями побывать в Нидерландах, Франции, Италии, путешествовали по Германии. Это незабываемые впечатления. Я очень рад, что решился подать документы на программу академической мобильности в своем университете», — признался Алдияр Сакен.
Кстати, Алдияр не только успешно прошел конкурс на обучение в Schmalkalden University of Applied Sciences по программе академической мобильности, но и выиграл грант от министерства науки и высшего образования на покрытие расходов во время обучения. Он подробно рассказал о процедуре подачи заявки, чтобы эта информация стала полезной для других казахстанских студентов.
«Конкурс на участие в программе академической мобильности начался в апреле 2023 года. Представители департамента международного сотрудничества в моем университете отправили e-mail-рассылку всем студентам, где были указаны требования для подачи заявки на конкурс, а также онлайн-форма для ее заполнения. Из документов у нас запросили транскрипт (выписка оценок из диплома или аттестата, переведенная на английский и заверенная нотариусом, для подачи в зарубежный вуз — прим. ), результаты языкового экзамена — IELTS, TOEFL или Duolingo. У меня не было сертификата, поэтому университет организовал мне интервью для проверки уровня английского языка уже после закрытия приема заявок. В целом среди запрашиваемых документов было рекомендательное письмо, скан-вариант паспорта, сертификаты, подтверждающие социальные или научные достижения (если есть — прим.). Примерно через месяц после начала конкурса вышел официальный приказ министерства с указанием количества мест, финансируемых за счет средств республиканского бюджета. Я был очень рад, когда узнал, что выиграл грант», — поделился Алдияр.
Стоит отметить, что финансирование грантов включает в себя оплату перелета, проживания, визовых сборов, а также медицинской страховки. Каждый год выделяется определенное количество грантов на каждый университет и страну обучения, причем их число постоянно увеличивается. Так, в 2023 году общее количество студентов обучавшихся по программе академической мобильности за счет средств республиканского бюджета достигло 525 человек. (2021 г. — 350).
Фото из личного архива героев материала