воскресенье, 8 сентября 2024 г.
icon
480.55
icon
533.75
icon
5.36
Алматы:
icon
9oC
Астана:
icon
10oC
1xadv
×

Жизнь российских релокантов в Казахстане спустя два года после мобилизации – истории

Прошло уже почти два года с момента, когда жизнь многих россиян перевернулась с ног на голову. 21 сентября 2022 года в России была объявлена мобилизация. Многие жители страны, не разделяя позицию властей по отношению к СВО, вынуждены были тотчас собрать вещи и покинуть родину. Кто-то из них позднее вернулся, а некоторые остались в новых странах. Как сложилась жизнь российских релокантов спустя уже почти два года с момента массового отъезда с родины, узнавала автор ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева.

Фото автора
Фото автора

По данным комитета по миграции РК, с 21 сентября в Казахстан въехало 937 тыс россиян. Более двух третей уже покинули страну, а остальные укоренились и начали новую жизнь в Казахстане. Многие из них ведут активную деятельность. Так, с 2022 года россияне зарегистрировали в РК около 3500 компаний, в том числе российские релоканты активизировали и социокультурную жизнь страны. Например, в Алматы часто проходят лекции, мероприятия и спортивные встречи, организуемые гражданами России.

Автор NT поговорила с двумя мужчинами, которые уже почти два года живут в Алматы, и выяснила, какое впечатление Казахстан производит на релокантов и как прошла их адаптация.

Сергей Скальский переехал в 2022 году из Краснодара. Занимается пошивом сумок для велосипедов. Никита Рахимов — психолог-психотерапевт. Переехал из Ростова-на-Дону в Актау, затем в Алматы. Автор Telegram-канала «Релокация с психотерапевтом».

— Как произошел ваш переезд в Казахстан? Каким было ваше первое впечатление от Казахстана и как восприятие этой страны изменилось со временем?

Никита: Я принимал решение о переезде за полчаса. Еще час собирал вещи, а затем в аэропорт. Первое впечатление было сразу по прилете, в аэропорту. Было неожиданностью, что к Wi-Fi можно подключиться только с казахстанской SIM, которой, конечно, у меня не было. Поменять деньги в обменнике можно было только по заграничному паспорту, которого у меня тоже не было на момент переезда. Я приехал с рублями в чужую для меня страну, но фактически я без связи и местную валюту получить своими силами не могу. Даже написать родственникам о том, что со мной все в порядке, было невозможно. Пришлось выкручиваться на месте, находить другого россиянина с «загранником», чтобы он помог обменять деньги. Уже в самом Актау люди были очень доброжелательными. Я удивился, когда несколько раз я у прохожих спрашивал, как мне дойти до какого-то адреса, а мне не просто объясняли, как пройти, а буквально шли со мной под руку и показывали маршрут. Так что гостеприимство казахстанцев я увидел своими глазами. Со временем я сталкивался с разницей менталитетов, из-за которой было сложно понимать друг друга. Это когда вы говорите на одном языке, понимаете смысл каждого слова, но каждый в итоге имеет в виду что-то свое.

Сергей: Изначально я не ехал в Казахстан с установкой, что это почти как Россия, только тут живут казахи. Я понимал, что это другая страна, был готов учить язык, но сейчас не занимаюсь этим активно, потому что, живя в Алматы, спокойно получается коммуницировать по-русски. Я пересек границу России и Казахстана 27 сентября 2022 года, в тот день мне пришлось пройти пешком с рюкзаком на плечах 31 километр, затем я подсел в такси и доехал в Уральск, откуда с друзьями приехал в Алматы. Мы ехали автостопом и на такси через весь Казахстан по трассам Самара — Шымкент и Шымкент — Алматы. Первым впечатлением от Казахстана для меня стали бескрайние просторы, степи, большие расстояния. Со временем я понял, что страна очень централизована относительно трех мегаполисов — Астаны, Алматы и Шымкента. Вследствие этого рождается сильнейшее классовое расслоение, на мой взгляд, это одна из крупнейших проблем страны, о которой надо говорить и решать ее.

— Прожив уже почти два года в Казахстане, можете ли вы выделить разницу в менталитете россиян и казахстанцев?

Никита: Я могу сравнивать разницу менталитетов только между теми городами, где я жил. В России это Ростов-на-Дону и Москва. В Казахстане это Актау и Алматы. Поэтому, когда я сейчас буду говорить про разницу менталитетов, я условно буду говорить про россиян и казахстанцев, но буду иметь в виду разницу именно между жителями этих городов. Казахстанцы живут более расслабленной и размеренной жизнью, чем россияне. Это выражается во всем. Самый простой пример: у меня скорость ходьбы выше, чем у среднего казахстанца. Когда ты живешь в окружении людей с той же скоростью ходьбы, как у тебя, ты не замечаешь этого. А когда люди идут сильно медленнее тебя, ты постоянно думаешь о том, как бы в кого не врезаться. Отношение ко времени тоже другое. Средний россиянин чаще придет на встречу вовремя, чем средний казахстанец. При этом средний россиянин постоянно более напряженный, чем казахстанец. Поэтому когда смотришь на казахстанца, создается впечатление, что это более счастливый человек. Есть восточная поговорка: «Главное, не обогнать кого-то, главное, не ошибиться в направлении». Казахстанцы это знают нутром.

— Как быстро вам удалось найти работу, оказавшись в Казахстане?

Никита: Переехав в Казахстан, я оказался без работы с полным непониманием, что мне в жизни дальше делать. Оставалось только сложить дважды два, ведь у меня социально значимая профессия — психолог. Я хорошо понимаю проблемы тех, кто так же экстренно переехал. Кто еще поможет релокантам, как не человек в моем положении? Я создал Telegram-канал для помощи релокантам. Помогал как постами, так и в личной и групповой психотерапии. С одной стороны, это помощь людям, оказавшимся в экстренной ситуации. С другой стороны, это помощь местным, ведь никому не нужна толпа эмигрантов с поломанной психикой.

Сергей: Первые пару месяцев я пытался освоить IT, чтобы начать работать удаленно, но у меня не получилось, и в итоге мой коллега, который тоже увлекается велоспортом, приехал тоже в Алматы и мы начали шить тут сумки для велосипедов. Это дело я начал еще в России семь лет назад и вот продолжил это дело в Казахстане. Дела с реализацией на казахстанский рынок идут так себе, потому что в Казахстане малоразвито это движение. Несмотря на то что в Казахстане огромный потенциал для этого — большие горные массивы, Алматы — перевалочный пункт для тех, кто идет в экспедиции на Тянь-Шань, Заилийский Алатау, здесь много иностранцев и туристов, но местные не особо увлечены этой культурой, поэтому мы постепенно развиваем это движение здесь, и я продаю сумки через онлайн-площадки на российский рынок.

— Какие особенности Казахстана вас удивили и стали неожиданностью?

Сергей: Богатство природы вокруг Алматы. Тут можно найти и реки, и горы, и пустынные степи, и озера, поэтому я, как любитель природы, был приятно удивлен и хочу посетить все эти места. Это как будто весь мир в одном месте: любые красоты можно увидеть, они находятся практически в шаговой доступности. Также иногда я сталкивался с национализмом, когда к россиянам плохо относятся из-за политической обстановки. Я стараюсь не обращать на это внимания, надеюсь, люди когда-нибудь поймут, что по паспорту судить людей нельзя. Намного чаще я слышу благодарность за то, что я приехал и развиваю тут свое направление, потому что теперь мы внезапно оказались одними из самых крутых специалистов в Казахстане в своей сфере.

— С какими сложностями ты столкнулся в период своей релокации?

Сергей: Главная сложность — это отсутствие хорошего жилья. Сейчас я максимум могу позволить себе снимать комнату по цене хорошей однокомнатной квартиры в своем родном городе. Также спустя почти два года с момента моего переезда я вижу большую сложность в ведении деловых процессов — все нужно прописывать, заверять нотариально, потому что я сталкивался с обманом: однажды хозяин квартиры меня обманул на большие деньги, также в нашем бизнесе мы часто сталкиваемся с недобросовестными исполнителями. Почему-то все стараются друг друга обмануть и навариться. Приходится документировать каждый шаг.

— Никита, как интересно, вы, оказавшись в релокации, сами начали специализироваться на этой проблеме? Расскажите, а какие были самые распространенные запросы у ваших клиентов в тот период.

— Первое время главным образом были запросы про адаптацию к ситуации и проблемы в отношениях с родственниками. Первое про то, как вообще справиться с переездом. Второе про то, что многих релокантов родственники не поддерживали из-за других политических взглядов. Мне рассказывали разные истории. Одна из самых страшных была у парня-россиянина: родственники осуждали его за то, что он не пошел на фронт с российской стороны, а жена-украинка осуждала за то, что он не отправился защищать Украину. А сам он решил пойти третьим путем — выйти из конфликта и переехать в Казахстан. В итоге он потерял связь со всеми близкими. Сейчас в основном запросы обычной жизни. На тему эмиграции в основном проблемы адаптации к местному менталитету.

— Какие советы вы можете дать людям, которые оказались в подобной ситуации и до сих пор не смогли качественно адаптироваться к новому социуму?

— Когда ты переезжаешь в новую страну, перед тобой стоит задача понять, кто эти люди и чего от них можно ждать. Иногда ты можешь столкнуться с дурным поведением. В крайнем варианте — с обманом или агрессией. Из-за того что ты пытаешься в этот момент понять особенности менталитета, может показаться, что вот этот обман и агрессия — это и есть особенность менталитета. И озлобиться на весь народ. Но это ошибка. Везде есть хорошие и плохие люди. Нужно это всегда держать в голове. Тогда и обмануть тебя будет сложнее, и националистом не станешь, и сохранишь открытость к новому опыту и интеграции в местную культуру.

— Как релокация отразилась на вашей профдеятельности?

— Я стал работать с теми проблемами, с которыми не работал раньше. Интересно, что психотерапия эмигрантов — это, похоже, очень мало проработанная тема во всем мире. Очень мало литературы на эту тему. Так что я, как психолог, стал богаче. С другой стороны, я ведь и с местными тоже работаю. И, несмотря на разницу менталитетов и религий, проблемы те же самые, что и у россиян. Проблемы не менталитета, а обычные, человеческие проблемы: здоровье, отношения, работа и т. д. У людей гораздо больше сходств, чем различий.

Что думаете об этом?
Нравится 13
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 1
Возмутительно 0

В статье: