воскресенье, 8 сентября 2024 г.
icon
480.55
icon
533.75
icon
5.36
Алматы:
icon
9oC
Астана:
icon
10oC
1xadv
×

Как изменилась школьная система образования в Казахстане за последние 10 лет

Сфера образования претерпела огромное количество изменений: новая образовательная программа, СОРы и СОЧи, электронные дневники, обновленный формат ЕНТ и многое другое. Однако многие родители недовольны такой реформой, и у общества остается много вопросов. Дала ли данная образовательная реформа качественные изменения, повысила ли она уровень знаний детей или наоборот? Автор ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева выясняла, какие именно произошли изменения в системе образования за 10 лет и что о них думают учителя и родители.

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

Календарь изменений в образовательной программе:

2015 год:

  • В стране начали вводить электронную систему Kundelik.

2016 год:

  • Введена новая система образования для первых классов.
  • Введена новая система оценивания, а также СОРы и СОЧи.

2016–2020 годы:

  • Распространение новой образовательной программы на средние и старшие классы.

2021 год:

  • Министр Асхат Аймагамбетов рассказал, что к 2025 году планируется поэтапный переход на 12-летнее обучение и массовое распространение дошкольного образования.

2024 год:

  • Планируется оцифровка учебников и переход к электронным учебникам.

Что произошло со школьным образованием?

За последние 10 лет в кресле министра образования успели побывать четыре человека: Аслан Саринжипов, Ерлан Сагадиев, Асхат Аймагамбетов и Гани Бейсембаев. Однако наибольшее количество реформ и изменений ввел Ерлан Сагадиев, который руководил ведомством с 2016 по 2019 год. Именно при нем запустили систему электронных дневников Kundelik, а также начали переводить все школьное образование на новую систему с новыми учебниками и методами оценивания. За основу этой обновленной программы Сагадиев взял модель преподавания в НИШ («Назарбаев Интеллектуальные школы»).

Обновление школьной программы все еще активно продолжается. Вот основные направления работы согласно концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы:

  1. Формирование кадрового резерва руководителей.
  2. Обновление учебных программ для развития компетенций ХХI века.
  3. Поддержка сельских школ.
  4. Подготовка и повышение квалификации педагогов.
  5. Строительство новых школ и реновация действующих.

Однако, несмотря на грандиозные планы, многие родители недовольны образованием своих детей, а общественники все больше сомневаются в эффективности внедренной в 2016 году новой образовательной программы. Согласно исследованию US News & World Report,  в рейтинге лучших стран по образованию в 2021 году Казахстан занял 71-е место из 78.

Что из себя представляет новая программа образования?

Новая программа отказалась от пятибалльной системы оценивания и перешла к критериальному оцениванию — СОРам (суммативное оценивание за раздел), СОЧам (суммативное оценивание за четверть) и ФО (формативное оценивание). Также в рамках новой системы оценивания происходит переход от традиционных форм проведения уроков к экспериментальным, а еще внедряются электронные дневники и учебники.

Бабушка ученицы одной из частных школ Алматы Надежда Туганова отмечает как плюсы, так и минусы обновленной программы.

«К новой системе образования отношусь по-разному. Могу выделить плюсом употребление новых информационных технологий, а минусы — качество новых учебников, программ. Бедные учителя, которые работают  по этим учебникам, программам. Советская школа давала такие знания, которые позволяли выпускникам стать хорошими специалистами. Сейчас в школах используют непонятные программы, непонятные учебники, в результате чего ученики теряются. Я считаю, что нужно было сохранить советскую систему обучения. Скорее всего, реформаторы образования ориентировались на западные стандарты. К сожалению, сейчас у нас огромное количество безграмотных, показатели снижаются с каждым годом. Дети перестали готовиться к урокам, в советской школе такого не было», — отметила женщина.

Для улучшения текущего положения дел Надежда Туганова посоветовала профильному ведомству улучшать программы, по которым эти учебники  созданы.

«Прежде всего нужно начинать с учебников — улучшать. Менять систему образования, а самое главное, экзамены. Что дает ЕНТ сегодня? На мой взгляд, ничего. Мне абсолютно непонятно, почему некоторые  страны берут на вооружение советское образование, которое считалось лучшим, а мы все копируем с Запада?» — выразила мнение она.

Директор школы в Костанайской области Лиля Руденко со стажем работы более 30 лет также обозначила плюсы и минусы.  

«Для меня, как для учителя, плюс новой системы был в разнообразии приемов образования, а минус в том, что система была продумана не до конца. Мы скопировали всю систему, начиная от 10-балльного оценивания, заканчивая тем, что у нас исчезла цена оценок и появилось так называемое формативное оценивание. Старая система образования была более фундаментальной и давались более прочные знания», — считает педагог.

Также директор образовательного учреждения отмечает изменения в процессе обучения самих педагогов.

«Появился ряд новых ограничений для учителя, появились новые категории — учителя-мастера, учителя-исследователя и так далее, но и тут есть большое «но»: была поставлена невыполнимая планка для учителя-мастера. Эта планка одинакова для всей страны, но никто не берет во внимание, что уровень городских и сельских школ отличается. Несмотря на появление интернета и электронных средств образования, ставить для учителей из мегаполисов и из деревень одинаковые рамки нелогично», — отметила педагог.

— Заметили ли вы изменения в самих детях за последние 10 лет? Как можете охарактеризовать эти изменения?

— Дети тоже очень сильно изменились. Цена оценки исчезла, дети начали просто списывать СОРы и СОЧи. На сегодняшний день у детей просто исчезла мотивация к учебе. Да, есть очень продвинутые и любознательные дети, но в процентном соотношении их очень немного, всего 20-30 процентов. Сейчас детей ничем не удивишь, а из-за легкой доступности и возможности списать все из интернета мотивация находится на очень низком уровне. Количество знаний у ребят упало за последние 10 лет. Дети перестали читать, несмотря на то, что в школах для этого есть все условия. У детей очень мало интереса даже к базовым знаниям, это очень печально. Мы очень часто говорим о том, что поколение обновленного образования на самом деле плохо умеет слушать, читать, выражать свою точку зрения. То есть мы получаем поколение безграмотных детей, у которых пропадает ценность школы как таковой. У нас нет, наверное, элементарного уважения к учителю. Родители имеют массу претензий к школе.

​​Таким образом, несмотря на массу реформ, программ по улучшению качества образования и вложенные в эти изменения миллионы, снижение уровня школьного образования наблюдается невооруженным глазом как для родителей, так и для педагогов. Вопрос в том, перешли ли мы уже точку невозврата или можем еще повернуть ситуацию вспять? В любом случае пока нам, как обществу, не приходится рассчитывать на наличие качественного образования, родителям стоит брать большую ответственность за кругозор и развитие своих детей в свои руки, ведь каждый родитель хочет воспитать грамотного, образованного и эрудированного члена общества.

Что думаете об этом?
Нравится 12
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 2