Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Ася Нуриева поговорила с казахстанским эстрадным исполнителем и шоуменом Рафаэлем о развитии музыкальной индустрии в Казахстане. В интервью он рассказал, как эволюция технологий, смена музыкальных предпочтений и появление новых исполнителей повлияли на отечественный шоу-бизнес.
Рафаэль — это его настоящее имя, которое он получил в пик популярности испанского фильма «Пусть говорят», главную роль в котором исполнил испанский актер и певец Рафаэль. Наш герой вступил в мир музыки в шесть лет, начав свое профессиональное обучение в классе скрипки музыкальной школы № 1. Затем он продолжил обучение в музыкальном училище (ныне колледж) имени Чайковского, а позже в консерватории, уже по классу вокала. Его педагогами были выдающиеся мастера оперы Ермек Серкебаев и Людмила Асланова.
— Рафаэль, в ходе нашей беседы мы обсудили множество аспектов музыкальной индустрии в нашей стране. Мог бы ты сделать краткий обзор развития казахстанской эстрады за последние 30 лет?
— Развитие музыкальной индустрии Казахстана — это многогранный процесс. Лицо нашей эстрады сильно изменилось, что вполне естественно. На сцену вышли молодые артисты, которые привнесли свежий ветер и звучат очень актуально. Однако, к сожалению, поколение постарше отошло на второй план. В идеале на сцене должно быть место для всех, как это происходит, например, в США, где на одной сцене могут выступать и 78-летняя Шер, и кумиры подростков.
Интерес к телевидению упал, что отчасти объясняет снижение популярности более зрелых артистов. В интернете сегодня преуспевают молодые исполнители, которые находят свои пути продвижения через YouTube и другие платформы. В Казахстане музыкальные предпочтения варьируются от региона к региону: на юге любят энергичную национальную музыку, Караганда славится роком.
В южной столице, где всегда ценили разнообразие музыкальных стилей, музыка не знает границ. Здесь можно услышать уникальный микс мировых музыкальных тенденций, иногда с привкусом джаза или поп-рока. Среди известных исполнителей и групп из Алматы можно отметить «Арай», «А-Студио», JCS, Жамилю Серкебаеву, Батырхана Шукенова, Жанну Саттарову, а также легендарные группы «Бумеранг», «Роксонаки» и «Уркер».
Поп-музыка в Казахстане переживала расцвет с начала 90-х прошлого века до 2010-х годов, когда на пике популярности находились такие исполнители, как Айгуль Бабаева и Дильназ Ахмадиева. Сегодня эстрада в значительной степени переехала в интернет-пространство, где молодое поколение музыкантов находит свою аудиторию через социальные сети и стриминговые платформы.
Звезды Дильназ, Парвиза и Ситоры Назаровых засияли на музыкальном небосклоне, а песни Еркеша Шакеева обрели большую популярность, исполняемые «Дуэтом Л», «Мюзикола» и другими артистами. В то время клубные и концертные выступления, а также гастроли были на пике популярности. Сегодня, однако, клубы почти не приглашают певцов, так как такие заведения, как Stars Club, Admiral Nelson, Petrolium и My Town, ушли в прошлое.
Существуют клубы с живой музыкой и пабы, но их трудно отнести к эстрадной сцене. Там своя особенная субкультура, и прекрасно, что она существует. В ней есть свои исполнители и свои ценители.
— В чем ты, Рафаэль, видишь различие между эстрадой советской и постсоветской эпохи?
— Разница между эстрадой советского периода и современной невероятно велика. Сравнивать их практически невозможно, поскольку тогда все было централизовано и контролировалось министерством культуры. Хотя министерство культуры и сейчас играет роль, оно больше сосредоточено на театрах, филармониях и других учреждениях.
Современная эстрада обладает большей независимостью. В советское время артистам эстрады не хватало свободы: их работы оценивались министерством культуры, художественными советами и концертно-гастрольными организациями, которые проверяли репертуар на соответствие принципам и ценностям советского общества. В Казахстане этими функциями занимались Казахконцерт и вокально-инструментальные ансамбли, такие как «Гульдер» и «Арай».
Теперь подобные объединяющие структуры отсутствуют, за исключением некоторых продюсерских центров, которые не оказывают значительного влияния на общие тенденции. В советские годы финансирование всех аспектов шоу-бизнеса — от записей и изданий пластинок до телеэфиров и гастролей — полностью обеспечивалось государством. Сегодня ситуация кардинально изменилась: все расходы теперь ложатся на плечи самих исполнителей.
— А как развивался твой путь выхода на сцену?
— Во-первых, конечно, это учеба. Затем некоторое время я выступал в клубах, пабах и кафе. Работа на «официальной» большой эстраде для меня, как и для многих в те годы, началась с конкурса. В моем случае это был конкурс «Жас канат», который я прошел в 2001 году. После конкурса последовали первые клипы, эфиры, мои записи вошли в сборники дисков, и вскоре вышел сольный альбом. В то время многие артисты следовали примерно одним и тем же путем.
— Какие были возможности у эстрадных исполнителей тогда и какие есть сейчас?
— В те годы конкурсы часто становились трамплином на большую эстраду. Те, кто выбирал другой путь, сосредоточивались на усиленной ротации на радио и телевидении. Сейчас же ротация почти неэффективна, продажи дисков упали и артисты стали реже выпускать новые альбомы.
Современная эстрада, как и всегда, находится под влиянием молодежи. Новое поколение певцов и музыкантов успешно использует такие ресурсы, как TikTok и другие платформы, чтобы найти свою аудиторию. Однако управлять этим процессом нужно умело, и не каждому удается разобраться во всех тонкостях. Здесь тоже играет роль элемент везения. Эстрада сегодня тесно связана с финансовыми аспектами. Как я уже упоминал, в советские годы все расходы на творчество покрывались государством. Теперь же артисты либо финансируют свои проекты самостоятельно, либо привлекают спонсоров и инвесторов. Не стоит придавать этому процессу негативный оттенок и обвинять артистов в алчности. Запись фонограмм, видеоматериалов, покупка костюмов — все это требует значительных затрат. Поэтому работа в эстраде, а возможно, и в искусстве в целом требует больших финансовых вложений. Разумеется, не у всех есть такие возможности.
Но шансы у исполнителя всегда есть! Иногда случаются неожиданные возможности. Например, история Димаша Кудайбергена — яркий пример этого. Независимо от того, что послужило причиной его громкого успеха, будь то успех в Китае или другие факторы, он доказал, что шанс может появиться в самый неожиданный момент.
— Какие конкурсы и фестивали помогают в карьере исполнителей сейчас?
— На сегодняшний день существует несколько конкурсов и фестивалей, которые могут помочь в карьере исполнителей.
Один из самых значимых конкурсов на нашей эстраде — это «Жас канат». Недавно он вернулся в южную столицу, и я надеюсь, что у него появится новое дыхание и он продолжит приносить пользу артистам. Также надеюсь, что легендарный фестиваль «Азия Дауысы» продолжит развивать и возрождать нашу эстраду. Были попытки создать что-то похожее, но, к сожалению, они не принесли значительного результата для Казахстана. Конкурсы, проводившиеся на Медео, не оставили заметного следа. Существуют и телепроекты, такие как «Х-фактор» и ранее — «Голос». Не уверен, проходят ли они сейчас, но такие программы также предоставляют шанс для артистов. Путь на вершину эстрады никогда не был легким, но важно использовать все возможности, которые предоставляются.
— Рафаэль, в нашей беседе ты упоминал, что в музыкальной индустрии Узбекистана дела обстоят совсем иначе. Певцы там могут проводить гораздо больше концертов, и гастрольные графики артистов весьма интенсивны. Можешь рассказать подробнее об этом?
— В Ташкенте, например, нет дефицита концертных площадок, как у нас. В идеале нам хотелось бы иметь больше таких мест, как Дворец Республики. Особенно меня удивляет, что узбекские артисты могут проводить концерты несколько дней подряд — иногда по пять, неделю или даже почти месяц. Я поражен энергией и неутомимостью Юлдуз Усмановой, которая стабильно каждый год проводит двадцать один концерт подряд, и все они собирают полные залы. Это не только феномен Усмановой, но и отражение их музыкальной культуры и спроса на такие мероприятия.
В Узбекистане, возможно, существует объединяющий фактор, который способствует этому. Страна полна колорита, и, как я шутливо говорю, даже неузбекские народы, такие как славяне, евреи или корейцы, в каком-то смысле становятся узбеками. Все, кто там живет, разделяют любовь к восточным ритмам и плову, и это связывает их с такими артистами, как Юлдуз Усманова, «Ялла», Кумуш и Насиба. В Казахстане, напротив, общество более космополитичное и разнородное, что делает его более контрастным и сложным для объединения.
Возможно, Казахстану не хватает кумиров, способных объединить все слои общества. Батырхан Шукенов был последним таким исполнителем, который пользовался всенародной любовью. Сегодня такого единого кумира нет — у нас есть популярные артисты, но каждый из них привлекает свою аудиторию. У нас есть музыкальные гурманы, ценящие тонкости музыки, и есть те, кто предпочитает более доступное, массовое направление.
Необходимо дождаться появления яркой звезды, которая сможет объединить весь Казахстан. Пока что такие исполнители, к сожалению, не появились. Возможно, я кого-то и не знаю, но если бы на горизонте появилась действительно яркая звезда, об этом бы знали все.
— Как ты относишься к нашей той-индустрии? Способствует ли она развитию нашей эстрады?
— Той-индустрия всегда была важной частью нашей музыкальной жизни. Крупные концерты и фестивали — это значимые события, которые не так часто происходят, поэтому тои стали повседневной частью нашей работы. Сейчас, конечно, эта тенденция тоже имеет место, но она изменилась. На тоях востребованы только хиты — редко, кто хочет экспериментировать или слушать что-то новое.
Раньше почти на каждой свадьбе был целый парад звезд, где каждый организатор свадьбы старался продемонстрировать свою щедрость и состоятельность. Сегодня все изменилось. Сейчас на тои приглашают в основном только самых любимых артистов, а крупные составы звезд собираются редко. В этом контексте тои не сильно способствуют развитию искусства. Важным стимулом для артистов остается большая сцена и гастроли, поскольку на тоях предпочтение отдается только известным песням.
Когда приглашают артистов моего поколения или старше, чаще всего просят исполнить старые, хорошо знакомые хиты — те, что были популярны 10, 15 или даже 20 лет назад. Люди хотят слышать именно их, и новое здесь не приветствуется. Даже у тех певцов, у которых есть свои современные хиты, часто в репертуаре присутствуют старые песни. Это нормальная практика для свадеб, где публика ожидает любимые, проверенные временем композиции. Таланты вроде Бабаевой и Парвиза, которые создают свои песни, также добавляют в свои программы несколько каверов, чтобы удовлетворить запросы аудитории.
— Рафаэль, от тебя исходит очень тонкая и деликатная энергия. В твоем отношении к коллегам чувствуется дружеское и уважительное отношение. Можно ли сказать, что в нашей музыкальной индустрии преобладает такое высокое качество взаимоотношений, или же существуют интриги, зависть и конкуренция?
— Люди есть люди, и, как бы ни было, мы все сделаны из одного теста. На эстраде, если честно, конкуренции в том смысле, в котором ее обычно представляют, нет. Каждый идет своим путем, у каждого своя судьба, возможности и выбор. В этом смысле я не замечал особых интриг.
Конечно, как и в любой другой среде, могут быть недовольства или насмешки. Но интриги? Зачем они нужны? Публика быстро забывает случаи, когда вся эстрадная тусовка активно поддерживала тех, кому это было нужно. Стереотипы о том, как в творчестве все друг друга ненавидят, не соответствуют действительности. Даже те, кто не общается часто, готовы прийти на помощь. Это настоящий показатель!
Возможно, именно преданное служение искусству и создает надежду на новый ренессанс эстрады в Казахстане. Начало уже положено достойное. То, что происходит сейчас, — это время перемен. Жизнь циклична, все переживает взлеты и падения. Важно сохранять оптимизм, быть достойным в своей работе и держать планку.