среда, 4 декабря 2024 г.
icon
523.17
icon
550.06
icon
4.93
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-9oC
×

Родина в руках женщины: Аким сельского округа близ Астаны Белла Газдиева — о госслужбе, сексизме и воспитании детей

Недавно редакция ИА «NewTimes.kz» писала про образцово-показательный поселок Родина, что близ Астаны. Мы рассказывали о производстве, жителях и Иване Сауэре, но не упомянули акима сельского округа Родина Беллу Газдиеву. Не упомянули, чтобы позже посвятить этой умной, красивой и целеустремленной женщине отдельный материал. В беседе с корреспондентом NT Белла рассказала о своем детстве, тонкостях работы акимом, дискредитации образа госслужащих и сексизме.

Белла, вы можете похвастаться очень хорошим образованием. Расскажите, пожалуйста, откуда такая любовь к учебе?

— Я родилась и выросла в Кокшетау, в обычной семье из 4 человек — папа, мама, я и младший брат. С детства в нашей семье был культ труда. Папа страшно не любил, когда мы с братом бездельничали. Поэтому с ранних лет мы научились все делать по дому: и печку топить, и посуду мыть, и обед готовить. С возрастом задания становились сложнее: стелили паркет, раствор месили, корову доили. Общество всеобщего труда семьи Кодзоевых наш папа строил очень давно (улыбается — прим.NT). В старших классах я мечтала стать учительницей английского языка, работать в университете. Но понимала, что на иняз поступить шансов мало — было грантов мало и высокий конкурс, а родителям было бы сложно оплачивать. Но в тот год как раз открылась специальность «русский язык и литература — английский язык», и я подала документы. И никогда впоследствии об этом не пожалела! Я окончила с отличием Кокшетауский государственный университет. Потом была аспирантура и кандидатская диссертация, следом звание доцента, а в 2013 году выиграла президентскую стипендию «Болашак» и отучилась в Лондоне. Потом — стажировки во Франции, в Дании, России, США. В 2017 году я выиграла грант правительства Великобритании и стажировалась там по стипендии  John Smith Trust — она для молодых лидеров стран Центральной Азии.

В школе вы мечтали стать учителем и, получив образование, вы устроились в свой родной ВУЗ в Кокшетау. Но могли ли вы когда-нибудь подумать, что переквалифицируетесь в акимы? Как вы оказались на госслужбе?

— Никогда в жизни не могла подумать об этом! Если бы мне, хотя бы 3 года назад кто-то об этом сказал, я бы как минимум очень громко рассмеялась. Меня часто спрашивают, как я стала акимом, но эта работа сама меня нашла. В какой-то момент я, сотрудник вуза, человек очень деятельный, которому важно видеть результат работы, поняла, что достигла своего потолка. Наступил период стагнации. А потом сменился менеджмент вуза, который не особо поддерживал новые идеи, да и старые тоже. И тут как  раз поступило предложение поучаствовать в конкурсе на должность акима сельского округа Родина. Сказать, что я была удивлена — ничего не сказать. Я категорично отказывалась сначала, но мне предложили съездить в округ и посмотреть. Когда я все-таки приехала и увидела Родину…это было лето, все в цветах, дети в фонтанах, аккуратные газоны, чистые улицы. И тут моя категоричность поколебалась. И я подумала, почему нет? И вот уже почти три года я — аким.

Что оказалось самым сложным в работе акимом?

— Сельский аким — универсальный солдат президента. И он на местах призван решать не очень многие, а сразу все вопросы. Нет вопросов, которые бы не касались акима, он несет ответственность за все. В Родине тоже есть проблемные вопросы, и мы работаем над ними. Ты должен быть на связи 24 часа в сутки. Госслужба не прощает ошибок, поэтому нужно взвешенно подходить к своему поведению. Мне нравится, когда я могу помочь людям, решить какой-то вопрос. А напрягает как раз обратное. Когда ты бьешься, хочешь что-то сделать, но не можешь, потому что оно бьется о стену бюрократических моментов или человеческих.

Вам как чиновнику новой формации не бывает обидно, когда некоторые чиновники дискредитируют образ госслужащего?

— Бывает и обидно, и стыдно, потому, что по одному потом всех судят. Свойство психологии — стереотипно мыслить. Сотни моих коллег-госслужащих, которые делают свое дело хорошо, за небольшую зарплату и без выходных, остаются в тени. А поступками непорядочных госслужащих перечеркивается труд многих людей — и это очень неприятно.

Хотелось бы вам вернуться в педагогику? Какая работа оказалась для вас интереснее?

— Возвращение в педагогику — это возвращение к мечте. И в долгосрочной перспективе я вижу себя престарелым таким профессором. Но и здесь, и там ты работаешь с людьми. Ты в интерактиве все время. Это ставит сложные задачи, у тебя нет готового стандартного сценария — и это интересно.

Женщина-аким — не самое частое явление в Казахстане. Это когда-нибудь становилось причиной слухов или проявлений сексизма в вашу сторону?

— Сказать, что я никогда не сталкивалась с проявлениями сексизма, будет неправдой. Но, как ни парадоксально, с этим я сталкивалась как раз до того, как стала акимом — на прежней работе.

Тема насилия все чаще всплывает в медиа, а женщины жалуются на сложности в доступе к госслужбе. А что вы думаете об этом? Насколько легко женщине в Казахстане стать чиновником или построить карьеру?  

— Очень непростой вопрос. Недавно я читала, сколько женщин подвергаются насилию в Казахстане. Это страшно. Женщине нелегко быть чиновником. Мужчиной-чиновником быть легче, за ним чаще всего стоит женщина, либо мама, либо жена. Это женщина, которая растворяется в нем и делает все, чтобы мужчина смог реализоваться. А когда у женщины такие амбиции и задатки — ей гораздо сложнее. Мы действительно страна с восточным менталитетом. А тебя ведь должны поддерживать семья и супруг, но у нас пока нет такой тенденции. Это пока исключение из правил, а не правило.

Кстати, о совмещении карьеры и семьи. Часто ли вам приходится чем-то жертвовать?

— Каждый день жертвуешь. Невозможно отдаваться полностью работе и быть супермамой, супердочерью…возможно, есть такие люди. Но если я преуспеваю в чем-то, я не успеваю в другом. Понимаю, что часто жертвую общением со своими детьми. Это вызывает у меня комплекс вины, я не успеваю на утренники или на выступления. И слезы дочери…я понимаю, что пропускаю нечто важное в своей жизни. И, возможно, когда-то пожалею об этом. Поэтому совмещать можно, но вопрос в том, насколько успешно.

А что вы считаете своим самым большим достижением и главным провалом в жизни?

— Одно из главных достижений — дети. Они мне дались непросто, и это моя главная награда. Мои помощники, соратники, друзья. Моя вселенная. О провалах не могу сказать, потому что все трудности расцениваю как этапы в жизни, которые просто нужно пройти. Но самой большой потерей, которая разделила мою жизнь на до и после, стала смерть моего супруга. Любая трудность меркнет на этом фоне. Когда понимаешь, что есть что-то, что ты не сможешь изменить никогда…все остальное — условности.

А случались ли моменты, когда хотелось все бросить и просто уйти с головой в воспитание и быт? Или же, наоборот, в работу?

— Да, случались такие моменты. Но не на этой позиции опять же. Когда не стало супруга — я ушла с головой в диссертацию, чтобы не сойти с ума. А когда устаешь, нужно просто отключаться на пару дней и отдыхать. И когда я порой детям говорю, мол, уволюсь, буду сидеть дома и блины печь вам, они смотрят с недоверием и говорят: «Мам, ты же не сможешь так — тебя максимум на 2 дня хватит».

Что бы вы могли сказать и пожелать женщинам Казахстана?

— Быть счастливыми. Находить счастье в мелочах и радоваться им. Жизнь любой женщины — подвиг. Мы ежедневно совершаем массу мелких подвигов. И те, кто дома с детьми, и те, кто работают. Балансировать между всем. Воспитать порядочного гражданина страны — это вообще очень сложно. Я бы хотела, чтобы наши женщины могли реализоваться не только как мамы и жены, но и как профессионалы. Сегодня все больше возможностей, но пока еще недостаточно женщины представлены в госструктурах, парламенте и правительстве. 

Если представить, что перед вами стоит ваша уже 18-летняя дочь, какой главный жизненный совет вы бы ей дали?

— Во-первых — и я уже ей это говорю — сегодня нет границ. Сегодня все возможно. И чтобы достичь желаемого — нужно много и упорно трудиться. И если ты сегодня будешь учиться — а моя дочь мечтает стать дизайнером — то, может, через  15 лет ты будешь идти по красной дорожке на неделе мод в Париже. А еще молодежи свойственно чувство максимализма. Я бы посоветовала не делить мир на белое и черное, быть толерантной и не быть категоричной.

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0