пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-2oC
×

Эмигрировавший врач рассказал об «унизительно нищенской» зарплате в Казахстане и признании в Израиле

День за днем отток казахстанцев за рубеж только усиливается. У каждого уехавшего есть на то личные причины. О своих мотивах корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал 30-летний казахстанский врач по имени Бекжан, сделавший выбор в пользу Израиля.

Как медицина пришла в вашу жизнь?

— Я родился в селе Мерке Жамбылской области. Учился в школе-интернате для одаренных детей «Дарын» в Таразе. В школе мне нравилась биология и мне очень нравилась трудная учеба, также я осознавал, что если я стану врачом, то я никогда не останусь без работы. Да и профессия очень гуманная и полезная, все это вкупе подтолкнуло меня идти учиться на доктора. После ЕНТ я поступил на грант в Казахстанско-Российский медицинский университет в Алматы на факультет педиатрии, где успешно проучился 7 лет, и получил диплом детского хирурга. К этому времени я женился и хотел жить с родителями, и я уехал в село Мерке по программе «с дипломом в село».

По специальности вы — детский хирург, но работали анестезиологом. Как так вышло?

— Главный врач Меркенской центральной больницы предложил мне пройти переквалификацию на врача анестезиолога-реаниматолога, я с радостью согласился, так как работа в этой специальности требует очень глубоких знаний во всех областях медицины, эти врачи очень много работают умственно и физически! После 7 месяцев переквалификации я приступил к самостоятельной работе. Было вначале очень трудно, так как 7 месяцев — это очень мало для учебы. Но со временем я, читая дополнительную литературу, уже не боялся экстренных случаев. Эта больница была единственная в районе, и приходилось сталкиваться с самыми различными случаями, от пневмонии новорожденных до огнестрельных ранений и тяжелых акушерских случаев. Я набирался опыта и проработал ровно 3 года! В моей работе, кроме глубоких знаний, нужна хорошая интуиция, зачастую именно интуиция позволяет принимать решение в ситуации, когда больной погибает, и счет идет на минуты!

Знаю, что вы работали и в Алматы после этих 3 лет на малой родине. Это было желание покорять новые вершины?

— После 3 лет работы в селе я понял, что мне надо расти в профессиональном плане, и поехал в Алматы. Мой близкий знакомый — завотделением реанимации больницы в Калкамане — пригласил меня к себе на работу, я согласился, ОДНАКО случился конфуз. Главный врач отказался меня принимать на работу, мотивируя тем, что нет вакансии. Вакансии были, просто, может быть, у меня не было крыши или, возможно, он хотел денег. Однако я был глубоко потрясен: в Алматы дефицит анестезиологов-реаниматологов, а меня не берут на работу в самую крупную больницу города, где всегда есть высокая текучесть кадров, ибо работать там очень тяжело и физически и морально! Следующая больница, куда я пришел в поисках работы, была знаменитая Совминка, на удивление меня приняли, сначала 3 месяца — испытательный срок, потом я показал, на что способен, и остался там работать. Хочу выразить слова благодарности своим бывшим коллегам и завотделением за данный мне опыт и знания. Там работают очень хорошие врачи, и оснащена она на мировом уровне! В Совминке я проработал 1 год с лишним,

Какую зарплату вы получали в Казахстане?

— Я получал в селе за 8-9 полных суток (это примерно 190-216 человекочасов в месяц) — 125-140 тыс тенге, это очень смешные деньги за ту ответственность, нагрузку и стресс, которые ты несешь! В Совминке получал примерно 210-230 тыс на руки за 10-11 полных суток работы, еще я дополнительно 4-6 суток в месяц дежурил в частной клинике это еще 75-85 тыс. Итого получалось 310-320 тыс, но у меня не было своей квартиры, жена не работает, 2 детей маленьких, и я почти не видел, как они растут. Фактически я приходил домой спать — в таком темпе я работал до самого отъезда в Израиль.

Вы знаете нашу медицину, так сказать, изнутри. Каковы ее главные проблемы?

— Низкие знания у выпускников-врачей: надо ограничить гранты для поступающих в медицинские вузы , лучше пусть будет качество, а не количество! Низкая зарплата: она не просто низкая, она унизительно нищенская. Здесь в Израиле простой интерн получает в 10 раз больше, чем наши врачи с категориями! Недостаточное финансирование больниц с госбюджета тоже большая проблема, очень часто бывает так, что есть оборудование, есть врачи, но работа стоит потому, что дорогие расходники покупать у больниц нет денег.

Что нужно сделать, чтобы чиновники воочию увидели и осознали беды отечественной медицины?

— Высокопоставленные чиновники не лечатся в простых больницах, поэтому они и не в курсе всех проблем. Кстати, есть у нас так называемая президентская больница и есть совминовская больница. Эти больницы имеют особый статус, и они государственные, в этих больницах бесплатно лечатся высшие чиновники, заслуженные люди республики и платные пациенты. Простой народ не может там бесплатно лечиться, за исключением случаев, требующих высокоспециализированной помощи (такая помощь оплачивается по квоте, и достать эту квоту очень непросто). Так вот, надо, чтобы простой народ там тоже получал помощь бесплатно, нельзя делить пациентов на простых и особых! На Западе такого нет!

Если бы вы стали министром здравоохранения в Казахстане, что бы вы изменили?

— Министром здравоохранения я быть не хочу, потому что не люблю административную работу, это скучно, да и конкретной пользы нет человеку от этого. А работать на передовой, простым врачом намного интереснее и полезнее, людям больше пользы принесешь! Но нынешнего министра очень уважаю: он был практиком, он реаниматолог, начинал с самого низа, он знает все проблемы нашей медицины, и я ему желаю успехов и удачи во всем!

Как пришло решение уехать из Казахстана и почему Израиль?

— Я всегда хотел учиться за границей, поэтому не переставал искать программы для врачей, и в августе 2016 я нашел такой курс в Израиле. Курс давал возможность 6 месяцев обучаться в Израиле, пройти стажировку в одной из больниц Израиля, а также сдать лицензионный экзамен. Я прошел обучение, сдал экзамен и улетел в Казахстан. Через 2 месяца ко мне пришло сообщение на почту, о том что я прошел экзамен, и имею право работать врачом в Израиле, но было одно условие: я должен был принять гражданство. Я посоветовался с семьей, и мы приняли решение эмигрировать в эту чудесную страну. Сейчас я прохожу курс изучения языка и скоро приступлю к обучению в резидентуре по анестезиологии.

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 2