Алине Невровой — 25 лет. Девушка говорит о себе, что родилась и жила в Астане — называть город Нур-Султаном пока не получается, признается она. Девушка всегда была активной и разносторонней, включая большую любовь к фотографии. Восемь лет назад она переехала в Санкт-Петербург, но смена локации лишь прибавила любви и к ее хобби, и к родному городу, в котором прошло детство, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
О переезде в Санкт-Петербург и сложностях ЕГЭ
«В России я оказалась по очень простой причине – я приехала сюда получать высшее образование. Моя семья и я задолго до 11 класса приняли решение, что я буду учиться в России – нам казалось, что образование там более качественное. А вот с городом я определилась уже в 11 классе – выбор пал на Санкт-Петербург, потому что мне хотелось учиться в большом городе. Поступала я в 2012 году, для поступления я сдавала ЕГЭ по 4 предметам: математика, русский язык, обществознание и английский язык.
Если сравнивать с ЕНТ, которое я тоже сдавала, то ЕГЭ оказалось сложнее: задания требовали углубленного знания предметов, экзамен проходил не в формате тестирования, а в формате открытых вопросов без вариантов ответов, при этом уровень заданий также был выше, чем на нашем ЕНТ. В итоге я поступила в Санкт-Петербургский государственный экономический университет на направление «Финансовый менеджмент».
О бюджетных местах, привилегиях для отличников и казахстанских студентах
«В моей группе оказалась еще одна девочка из Казахстана, из города Рудный. С ней мы дружим по сей день. В целом, я не могу сказать, что студентов из Казахстана было много, чаще всего я встречала их в деканате для иностранцев, но не скажу, что это случалось часто, чаще всего там было очень-очень много китайцев и ребят из стран СНГ.
Если говорить о различиях, то в России очень много бюджетных мест, поэтому поступить на бесплатное обучение куда более реально, чем в Казахстане. Например, в группе из 30 человек 50% или даже больше могли учиться бесплатно. При этом, насколько мне известно, средняя стипендия в Казахстане выше, в России она составляет около 2-2,5 тыс рублей, но она может быть выше, если у тебя есть какие-то заслуги, ты отлично учишься.
На самом деле мне очень сложно судить о схожести или различии образования в России и Казахстане, так как школьное образование я получала только в Казахстане, а высшее – только в России. Если судить по тому, что я слышала от своих друзей, в Казахстане образование более компьютеризировано, экзамены чаще всего сдаются в формате тестирования за компьютером, а в России мы чаще сдавали традиционные экзамены с билетами. Мы учились с применением балльно-рейтинговой системы: в течение семестра у нас проходил срез знаний – это называлось контрольной точкой, два или три раза за семестр. За контрольные точки нам выставлялись баллы. Максимум за каждый предмет всегда был 100 баллов. По сумме баллов по каждому предмету составлялся рейтинг – по группе и по всему направлению. На основании этого рейтинга после второго курса было распределение по специальностям. Соответственно, чем выше был рейтинг студента, тем проще ему было попасть именно на то направление, которое он хочет, так как мест в группе было ограниченное количество, поэтому приоритет отдавался студентам с высоким рейтингом».
О радости от казахстанского паспорта и поддержке соотечественников
«За годы моего проживания в Санкт-Петербурге я мало сталкивалась с людьми из Казахстана, но одна из моих самых близких подруг приехала из города Рудный. Мне всегда очень приятно встречать кого-то из Казахстана, человек как будто заочно становится тебе близким, ты испытываешь к нему теплые чувства. Всегда приятно и волнительно видеть у другого человека казахстанский паспорт. Мне кажется, что такая поддержка от соотечественников может быть очень полезна на первых порах, когда город кажется чужим, а дом далеко — люди из Казахстана становятся островком чего-то уютного и домашнего. Да что тут говорить, до сих пор, когда я встречаю машину с казахстанскими номерами, я радуюсь как ребенок».
О романтичных цитатах про Питер и угасшем очаровании
«Первый раз в Питере я оказалась в 2012 году, когда приехала поступать, поэтому мой образ города на тот момент как раз и был построен на различных цитатах из интернета и картинках, которые я встречала. В целом, образ города очень сильно романтизируется в интернете. Прожив в Санкт-Петербурге 7 лет, иногда очень смешно читать очередную цитату про этот город, которая имеет с ним мало общего. Когда я только приехала, я была очень очарована этим городом – архитектура, люди, уличные музыканты, белые ночи, все казалось мне таким новым и таким прекрасным. Мне казалось, что я нахожусь в какой-то сказке, мне абсолютно не верилось, что я буду учиться и жить в этом городе. Когда началась учеба, наступила осень, полили дожди, небо стало вечно серым, а семья была так далеко от меня — мое очарование этим городом поугасло на какое-то время. Быть туристом – это один опыт, когда ты видишь только прекрасное, а когда ты живешь в городе – это совсем другой опыт, город открывается тебе с разных сторон, ты сталкиваешься с какими-то трудностями и особенностями, которых раньше не замечал».
О пяти стадиях принятия питерской погоды
«Климат Санкт-Петербурга – это вечная избитая тема для шуток. Все рассказы про плохую погоду в Питере – суровая реальность. Акклиматизация у меня проходила тяжело, потому что я привыкла к сухой и солнечной Астане, терпеть не могла дождь и, наверное, на тот момент думала, что все эти слова о погоде Петербурга – очень сильное преувеличение. Как оказалось – нет. Поэтому потихоньку пришлось привыкать к тому, что небо вечно затянуто серыми тучами, а без зонта лучше не выходить из дома, даже если кажется, что предпосылок для дождя нет. Мне кажется, я прошла все 5 стадий —отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, принятие. Сейчас я настолько привыкла к этой погоде, что никакой ливень не остановит меня от прогулки, а от серого неба я не впадаю в уныние. Почти. Чаще всего не хватает снега зимой, потому что чаще всего он не лежит, а просто тает, образуя слякоть. После заснеженной солнечной Астаны я все еще не могу полюбить петербургскую зиму». Но при этом я живу в Санкт-Петербурге уже восьмой год и возвращаться не собираюсь. Изначально я не планировала возвращаться назад, так как мне кажется, что здесь намного больше возможностей для развития. Большую часть своей сознательной жизни я провела в этом городе, он стал для меня вторым домом, здесь мои друзья, и я правда полюбила этот город, поэтому пока не планирую его покидать».
О консервативных астанчанах и свободных петербужцах
«Когда я приехала, для меня стали шоком открытость и добродушность петербуржцев. Не раз бывало, что я спрашивала дорогу у незнакомцев, а они вместо того, чтобы просто объяснить, куда идти, лично отводили меня в нужное место, не жалея на это свое время. В целом, по моему мнению, астанчане—более консервативные, придерживающиеся традиционных взглядов на жизнь. В Санкт-Петербурге люди более свободные, не боятся выражать себя. Также иногда может показаться, что петербуржцы отстраненные и задумчивые, мне кажется, что климат и географическое положение сказалось. Сам город и погода наталкивают на философские мысли. В Казахстане больше чтят традиции, здесь же я такого не замечала.В целом, люди в Санкт-Петербурге имеют более европейский взгляд на жизнь, каждый носит, что хочет, выглядит, как хочет, живет, как хочет, у каждого человека свои ценности и взгляды на жизнь, в общем, все люди очень разные. В этом самое главное отличие, в нашем казахстанском менталитете все-таки более традиционные взгляды на жизнь заложены, на то, кто как должен выглядеть, кто какие функции выполняет в обществе, в семье. В Петербурге в целом очень много творческих людей и культурных деятелей, что тоже сказывается на общем облике города».
О сложностях перевода и тонкостях проживания
«По прилету на паспортном контроле выдается миграционная карта, в которой необходимо отметить цель пребывания, так как только по учебе или работе в России можно оставаться более чем на 90 дней, и сделать себе постоянную регистрацию. Регистрацию мне всегда делали в университете, я собирала необходимый пакет документов, сдавала его, платила символическую сумму (около 200 рублей), а далее все делали за меня. Сейчас процесс для студентов усложнился, университет теперь делает регистрацию только для проживающих в общежитии, а если ты живешь в каком-то другом месте – тебе необходимо позаботиться о регистрации самостоятельно, то есть собственник квартиры должен тебя зарегистрировать. Я не сильно разбираюсь в тонкостях этого, так как сама лично никогда с таким не сталкивалась. В этот раз, когда я приехала уже не на учебу, меня регистрировали знакомые, мы просто сходили в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. За меня заполнили бумаги и все, мне тут же дали регистрацию. Сейчас у меня есть разрешение на временное проживание и прописка, поэтому регистрация не требуется. В целом, я не сталкивалась с проблемами касательно документов, только потому, что я иностранный гражданин. Единственное, что очень часто требуется —перевод наших казахстанских документов, так как там часто либо нет русского языка совсем, либо написано на двух языках, но не указывается, что один язык дублирует другой, соответственно, приходится переводить даже документы, где есть русский язык. Также, если ты едешь сюда по работе, то в миграционной карте обязательно необходимо указывать цель пребывания как работа, иначе невозможно будет работать официально. Когда устраиваешься на работу, на основании трудового договора ты делаешь себе регистрацию по той же схеме».
О ценах на жилье, еду, транспорт и медицину
«Квартиру на окраинах города можно снять за 18-20 тыс рублей (110-123 тыс тенге), чаще всего это на последних станциях веток метро, соответственно, чем ближе к центру, тем дороже. Небольшуюоднушку с приличным ремонтом в центре можно найти за 30-35 тыс рублей (183-214 тыс тенге). Такси по сравнению с астанинскимдороже. Чаще всего я пользуюсь Яндекс.Такси, Uberили Gett. От центра до моего дома около 18 км, когда спрос низкий, я могу доехать за 400-450 рублей (2400-2800 тенге), а когда спрос высокий – стоимость доходит до 800-900 рублей (4800-5500 тенге). На короткие расстояния тоже достаточно высокие цены – проехать по центру 2-3 км обходится в 200-300 рублей (1200-1800 тенге).
Проезд в метро по жетону стоит 45 рублей (275 тенге). На маршрутках проезд чаще всего стоит 36 рублей (220 тенге), на автобусе и троллейбусе – 40 рублей (245 тенге). Бесплатных пересадок на наземном транспорте нет. Коммунальные услуги за однокомнатную квартиру в среднем выходят около 3-3,5 тыс рублей (18-21,5 тыс тенге) в месяц, без учета оплаты интернета и мобильного телефона.
Чашка капучино в среднем обойдется в 180-200 рублей (1100-1200 тенге), хлеб – 50 рублей (300 тенге), молоко – около 90 рублей (550 тенге) за литр. Приемы у врачей стоят дорого. Цены разнятся в зависимости от категории врача, в среднем прием врача стоит 1,5-3,5 тыс рублей (9-21 тыс тенге)».
О чувстве безопасности и митингах
«В целом, я не ощущаю себя небезопасно в городе. Было очень страшно передвигаться в метро после теракта в 2017 году, но сейчас уже все пришло в норму. Уровень преступности в Санкт-Петербурге достаточно высокий среди всех городов России, но сама я с криминалом лично не сталкивалась. Естественно, бывает беспокойно, когда встречаешь пьяные компании, иногда люди неадекватно себя ведут, буйно. На улицах города можно встретить очень много странных личностей, от которых подсознательно хочется держаться подальше. Если сравнивать с Астаной, то там я чувствую себя более безопасно.
К митингам и акциям протеста в целом отношусь скорее положительно, если митинги проходят действительно по делу, как, например, это было против законопроекта об изоляции российского сегмента интернета. При этом я не приемлю насилия ни в какой форме и не поддерживаю людей с радикальными взглядами. Мирные митинги и акции – это то, что я приемлю. Участившееся количество митингов показывает, что у людей есть своя точка зрения, что люди стали больше думать, они не просто поглощают информацию, они ее анализируют и делают выводы, а не слушают то, что говорят по новостным каналам и не верят на слово».
О новостях про родину и мыслях про переименование Астаны
«Я очень часто читаю новости о Казахстане, подписана на новостные паблики, родители и друзья тоже часто сообщают новости. Мне всегда очень интересно, что происходит на родине, поэтому каждой хорошей новости я радуюсь, а плохие новости огорчают и разочаровывают меня. Когда сообщили новость о переименовании города, я как раз была дома. Сначала я подумала, что это какая-то шутка, либо просто наши министры выдвигают идеи, которые в итоге ни к чему не приведут. Когда же я узнала, что все это правда, то это стало шоком для меня. Думаю, что Астана навсегда останется для меня Астаной, к Нур-Султану я не могу привыкнуть. Вообще данный шаг кажется мне странным: ни один год выстраивался имидж Астаны. Были проведены масштабные мероприятия международного уровня, город и название Астана стали брендом и отражением всей страны на мировой арене, весь мир узнал о городе Астана, во все это были вложены большие деньги, а теперь все это перечеркнуто новым названием. Пока это не находит у меня отклика».