Меньше кредитов, больше депозитов: Влияние пандемии на банковский сектор и прогноз на будущее

Карантинные меры в Казахстане ослабляют. По мере восстановления социально-экономической жизни в центре внимания не только предпринимательская деятельность, но и банковская, а также, в целом, финансовая отрасль. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» узнала у ведущего аналитика Ассоциации финанситов Казахстана Мерея Исабекова о сложившейся картине и ближайших перспективах.

Меньше кредитов, больше депозитов: Влияние пандемии на банковский сектор и прогноз на будущее
Коллаж ИА «NewTimes.kz»

По словам спикера, ЧП и карантин, безусловно, способствовали сдерживанию массового распространения COVID-19 среди граждан страны, сохранив, тем самым, казахстанцам жизни. Однако, они произвели сильнейший шок на экономику страны.

«На фоне ограничений из-за распространения COVID-19 объем ВВП страны за первые шесть месяцев уменьшился на 2,9%. Безусловно, падение экономической активности не могло не сказаться на показателях банковской отрасли. Количество так называемых неработающих займов в процентном соотношении увеличен до 9%. Вместе с тем в условиях ухудшения операционной среды, и, в частности, падения доходов при жестких мерах по дистанцированию населения, платежеспособный спрос на кредиты демонстрирует снижение. В свою очередь банки второго уровня вынуждены уделять большее внимание к оценке рисков и требованиям к заемщикам», — говорит Мерей Исабеков.

По информации собеседника, за полгода БВУ Казахстанавыдали кредитов на общую сумму 6,52 трлн тенге.  По итогам аналогичного периода прошлого года эта цифра была больше и составляла 6,77 трлн тенге. Снижение показателей вызвано, в первую, очередь, с замедлением кредитования физических лиц.  Объем кредитов, выданных физлицам, — 2,2 трлн тенге против 2,6 трлн тенге в первом полугодии 2019 года. Примечательно, что в периоды ослабления карантина отмечалось резкое восстановление темпов кредитования.

«Если говорить о кредитовании юридических лиц, то здесь мы наблюдаем обратную картину, — объем выданных в текущем году займов вырос на 4,2% или 176,5 млрд тенге, до 4,4 трлн тенге. Основной прирост в абсолютном выражении приходится на промышленность (+257,3 млрд тенге) и транспорт (+77,8 млрд тенге), в то время как снижение продемонстрировали торговля (-163,0 млрд тенге) и связь (-66,5 млрд тенге). Также следует отметить и другой факт. Несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, объем депозитов в депозитных организациях демонстрирует рост — плюс 845,8 млрд тенге и доведен до 19,9 трлн тенге. Риски существенного изменения объема депозитов остаются невысокими на фоне постепенной отмены карантинных мер, предоставления налоговых льгот широкой налогооблагаемой базе и выделения средств на поддержку доходов граждан. Тем временем изменение индекса деловой активности в стране демонстрирует высокую корреляцию с изменение жесткости мер карантина. Так, ИДА в феврале находился на уровне 49,1, но в марте, когда были введены жесткие меры карантина, он упал до 41,5 и достиг минимума в 37,2 пункта в апреле. Затем по мере смягчения мер дистанцирования показатель стал восстанавливаться и вырос до 46,8 в июне. Однако из-за ужесточения карантина снизился до 44,7 в июле», — добавляет ведущий аналитик.

Столь высокая чувствительность индекса, по словам эксперта, может свидетельствовать о том, что экономический шок, вызванный карантином, не вылился в структурные изменения в экономике и по мере снятия мер по дистанцированию населения экономическая активность в стране, вероятно, восстановится за относительно короткое время, что также поспособствует улучшению показателей банковского сектора. Напомним, что банковский сектор не оперирует отдельно от экономики, а лишь отражает положение дел в экономике.  

«Тем не менее БВУ вошли в текущий коронакризис с хорошим запасом прочности по капиталу и ликвидности. Соответственно, серьезных изменений ключевых показателей сектора не ожидается. С другой стороны, в условиях пандемии COVID-19 меняются поведение, потребности и ожидания клиентов. Отвечая их новым требованиям, кредитные учреждения пересматривают операционные модели, расширяя сферу применения цифровых каналов связи, что повышает доступ к банковским услугам и увеличивает уровень клиентоориентированности. Так, ключевые банковские продукты — кредиты и депозиты, клиенты могут получить онлайн, без необходимости посещения офисов БВУ. Оперативная цифровизация услуг и бизнес-процессов будет способствовать продвижению финансовой инклюзии, наращиванию доли рынка в условиях кризиса и получению дополнительной прибыли», — резюмирует собеседник.

Loading...

19 сентября, суббота