Дети на карантине: Как провести осенние каникулы без затрат и с пользой – советы психолога

Начало нового учебного года выдалось нелегким — дистанционное обучение, подвисающий интернет, нервозность взрослых и детей. Осенние каникулы казахстанцы ждали с нетерпением, то и дело спрашивая в социальных сетях о том, когда же они наступят. Редакция ИА «NewTimes.kz» решила выяснить, как школьникам отдохнуть с минимальными затратами и максимальной пользой, исключив при этом гаджеты, которых достаточно хватило во время учебы.

Дети на карантине: Как провести осенние каникулы без затрат и с пользой – советы психолога
Фото: pixabay.com

Особенность осенних каникул, в принципе, как и весенних, и летних, в том, что они проходят во время карантина. До сих пор не работают крупные развлекательные площадки для детей, а досуговые центры принимают посетителей в ограниченном количестве, собираться в группы и штурмовать парки, скверы школьникам тоже не получается (если это толпа, конечно, не из одной семьи). Что получаем в итоге? Сведенный к минимуму список разрешенных для посещения общественных мест.

В надежде на что-то оригинальное в организации осенних каникул мы решили провести опрос среди посетителей Facebook. Однако выяснилось, что часть казахстанских родителей практически не участвует в организации досуга детей, поскольку последние придумывают себе занятия самостоятельно, а другая часть опрошенных, пользуясь случаем, отправляет чад на дополнительные занятия — мол, ребенок проведет каникулы с максимальной пользой. В числе тех, кто так сделал, и со вчерашнего дня записал ребенка на недельный курс репетиторства, астанчанка Асель Ахметова. У женщины трое детей, старшему из которых восемь лет.

«Тимур — смышленый мальчик, но обучение на «удаленке» выбило его из колеи. У нас «провисли» некоторые темы по математике. Заниматься самостоятельно с ребенком не могу, поскольку младший требует постоянного ухода. Вот и пришлось прибегнуть к помощи знающего человека — репетитора. Учитель приходит на дом через день. Два часа занятий — и пробел заполняется. Дополнительные занятия проходят до обеда, с 10.30. То есть Тимур успевает выспаться, позавтракать, освоить новые сведения. А после обеда весь день в его распоряжении», — говорит женщина.

Намерения родителей, так же как и нашей собеседницы, вполне объяснимы. Да и желание совместить приятное с полезным до сих пор превалирует в сознании современных родителей.  Однако специалисты не согласны с таким подходом к отдыху детей. По словам столичного психолога Айбека Сидикова, во время каникул мозг детей, а особенно если это касается школьников младшего и среднего звена, должен отдыхать.

«Я, как психолог и родитель, советую казахстанским папам и мамам ни в коем случае не использовать каникулы для того, чтобы их сыновья и дочери наверстывали упущенный школьный материал. Да, возможно, по итогам первой четверти не у всех детей вышли хорошие отметки по предметам, но это не означает, что теперь их нужно грузить при первом удобном случае. Каникул ждут ведь не только родители, но и их чада — как в физическом, так и психологическом плане. За время отдыха у детей должна произойти резкая смена умственной деятельности, то есть за 10 дней они должны сместить акцент с учебы на другую полезную функцию. В этом и заключается роль каникулярного отпуска», — считает психолог.

Айбек Сидиков, как папа двоих детей и обеспокоенный родитель за их качественный отдых, еще задолго до каникул думал о том, как организовать отдых сына и дочери. Вооружившись ручкой и блокнотом, он стал обзванивать центры, которые профессионально занимаются организацией досуга детей.

«Обзвонив всевозможные аквапарки, бассейны, катки, аттракционы, кинотеатры, квеструмы, пейнтболы, боулинги и другие места, где любят отдыхать дети, пришел к выводу, что деятельность этих мест сократилась на 90%. Субъекты МСБ сократили инструкторов, тренеров, педагогов. Это то, что касается города, а если рассматривать в региональном разрезе, то там и вовсе на все 100%.  В период карантина родителям очень сложно организовать качественный и запоминающийся отдых детям. Последние в свою очередь приобрели плохую привычку — постоянно находиться в смартфоне, возле экранов гаджетов, телевизоров, а дистанционный формат обучения усугубил эту привычку», — добавляет Айбек Сидиков.

Как добавляет спикер, единственное, на что могут рассчитывать родители при организации каникул, — финансовые возможности и фантазию. Деньги нужны, к примеру, для того, чтобы выехать с детьми за город, на природу, если, конечно, погода позволит.

«Мои дети — дочь-первоклассница и сын-старшеклассник  — проводят каникулы дома. Позавчера играл с ними в шашки, хотел почитать дочери книгу, но эти меры не дали должного эффекта только потому, что дети хотят играть с друзьями. Главная функция развития психологической зрелости — общение со сверстниками», — говорит психолог.

Несмотря на сложности — карантин, ограничительные меры, организовать более-менее достойный семейных отдых возможно. Для этого надо:

  • отвлечь школьников от смартфонов, телевизоров и компьютеров, запустив, к примеру, внутрисемейное правило «без гаджетов и интернета два и более часов подряд»;
  • проводить настольные игры, в том числе с приглашением сверстников детей. Главное, соблюдать санитарно-гигиенические требования, ведь здоровье превыше всего;
  • организовать совместные просмотры фильмов. Как отмечает психолог, именно этот пункт — уникальная возможность для родителей узнать детей — их мировоззрение, предпочтения;
  • устраивать спортивные игры на свежем воздухе;
  • реализовывать совместные семейные дела, будь то поход в супермаркет, магазин, уборка дома и т.д.

«Долгое время папы и мамы считали, что их главная задача — накормить, одеть, обуть своих чад, а все остальные обязанности перекладывали на общество и школу. Сейчас пришло осознание того, что именно родители играют ключевую роль в формировании ребенка как личности. Совместный просмотр фильмов — хорошая возможность для коммуникации школьника с родителями. Главное, чтобы такие посиделки были не наигранными, а искренними», — комментирует Айбек Сидиков.

«Если есть возможность, заведите или купите своему ребенку домашнего питомца — котенка, щеночка, попугая, хомячка или рыбку. Во-первых, это отвлечет школьника от неполезных гаджетов, а во-вторых, разовьет в нем чувство ответственности за братьев наших младших. Общайтесь с детьми как можно чаще, смотрите на мир их глазами, дайте им то, что они ищут в общении со сверстниками, — понимание, уважение, разделение взглядов. Как бы трудно ни было, родители обязаны пересмотреть модели общения с детьми. Будьте для них другом», — советует эксперт.  

Безусловно, перечисленные выше рекомендации не являются четкими правилами. Однако в них заложен главный смысл — минимум цифрового хлама и максимум полезного общения.

Loading...

29 ноября, воскресенье