среда, 24 апреля 2024 г.
icon
445.66
icon
474.58
icon
4.78
Алматы:
icon
15oC
Астана:
icon
6oC
1xadv
×

«Коррупционеров приравняли к террористам»: Казахстанский юрист о запрете УДО для взяточников

В рамках борьбы с коррупцией на днях президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции». Согласно ему, теперь коррупционеры могут забыть об условно-досрочном освобождении из мест не столь отдаленных. Специально для редакции ИА «NewTimes.kz» известный казахстанский юрист Жангельды Сулейманов рассуждает о том, чем интересен новый документ, а также отмечает, какими лазейками все же могут воспользоваться осужденные взяточники.

Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

Почти на протяжении 30 лет независимости в Казахстане борются с социальным злом — взяточничеством на всех уровнях.  Со стороны этот процесс больше напоминал сражение с ветряными мельницами, нежели являлся действенным способом искоренения коррупции. И все потому, что правонарушители прекрасно знали, что, даже получив срок, смогут выйти условно-досрочно. Чем не повод идти ва-банк?

Читайте также: «Да кто его посадит»: Осужденные акимы, вышедшие по УДО или отделавшиеся штрафом

С этого года осужденные нечистые на руку казахстанцы, по крайней мере, большая их часть, могут забыть об УДО. Однако некоторые коррупционеры все же смогут рассчитывать на то, что суд скостит им срок, или вовсе смогут избежать наказания.

«В уголовном кодексе РК 17 статей посвящены коррупционным нарушениям. Это, к примеру, «Получение взятки», «Дача взятки», «Бездействие по службе», «Злоупотребление должностными полномочиями» и другие. Все эти правонарушения можно подразделить на три группы — средние, тяжкие и особо тяжкие. Основное их отличие друг от друга — в сроках наказания. К примеру, за совершение коррупционного правонарушения средней тяжести грозит не более пяти лет тюрьмы, за тяжкое — не более 12 лет, а за особо тяжкое можно получить свыше 12 лет. Обвиняемого в получении взятки могут осудить на срок до или более 12 лет. Все зависит от суммы, которую получил правонарушитель. Из этого следует, что не все коррупционные деяния являются тяжкими или особо тяжкими», — сказал Жангельды Сулейманов.

Как добавил спикер, согласно недавно подписанному закону, не все коррупционные правонарушения попали под запрет на условно-досрочное освобождение. Те, кто совершил преступление средней тяжести, все же могут рассчитывать на УДО.

«Особенность этого закона в том, что теперь коррупционные правонарушения, так сказать, приравнены к террористическим и экстремистским актам, повлекшим гибель людей. То есть раньше на УДО не могли рассчитывать террористы и экстремисты, а с этого года об этом могут забыть и коррупционеры. Это интересный подход законодателя, некая философия и является мудрым идеологическим шагом в борьбе с коррупцией. Новый закон четко показывает, что коррупционное правонарушение по уровню угрозы и безопасности равняется терроризму. Согласитесь, в какой-то степени так оно и есть», — добавил спикер.

Юрист отметил, что на досрочное освобождение также могут рассчитывать и те, кто выполнил все условия процессуального соглашения о сотрудничестве.

«Процессуальное соглашение о сотрудничестве — это документ, который подписывается на стадии расследования уголовного дела с подозреваемым (обвиняемым). Согласно ему, последний обязуется (соглашается) оказать содействие в раскрытии преступления. Как правило, это относится к деяниям, совершенным группой коррупционеров. Тот, кто идет на сотрудничество, может рассчитывать на УДО. Но! Только в том случае, если он отбыл половину или 2/3 тюремного срока, к которому был приговорен. Следует отметить и то, что УДО — не единственный правовой институт, который позволяет сократить сроки наказания или вовсе избежать его. Выйти из мест заключения можно и по состоянию здоровья. В Казахстане даже имеется перечень заболеваний. Если осужденный болеет одним из них, то он может избежать нахождения в местах не столь отдаленных или вовсе наказания как такового. Второй институт — замена неотбытой части срока более мягким видом наказания. Как адвокат, скажу, что уж если остались эти два правовых института, то коррупционеры, совершившие тяжкие и особо тяжкие правонарушения, смогут на законных правах воспользоваться такими нормами уголовного кодекса РК», — подчеркнул эксперт.

Резюмируя беседу, Жангельды Сулейманов отметил, что в общем смысле новый закон — значительный шаг на пути борьбы со взяточничеством на всех уровнях.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 2