четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
444.32
icon
473.33
icon
4.76
Алматы:
icon
12oC
Астана:
icon
5oC
1xadv
×

«Мне 45 лет, а вспомнить нечего»: Есть ли второй шанс на новую жизнь у зависимых и бездомных людей в Казахстане?

Порой обстоятельства или ошибки лишают людей возможности жить обычной мирной жизнью. Кто-то гонится за большими деньгами и оказывается на улице, кто-то, не сумев побороть свои вредные привычки, становится заложником зависимости и катится по наклонной. Как правило, идти таким людям некуда: родные и друзья отворачиваются. Фонд «Лига добра» всегда открыт для зависимых бездомных или попавших в тяжелую жизненную ситуацию казахстанцев. Сюда приходят, когда идти больше некуда, чтобы залечить душевные и физические раны. Подробнее — в материале корреспондента ИА «NewTimes.kz».

Фото: freepik
Фото: freepik

Такие центры помощи, как «Лига добра», функционируют в странах СНГ, в том числе в России, Израиле, Турции и трех городах Казахстана — Нур-Султане, Алматы и Караганде. Главный посыл фонда — бескорыстная помощь тем, кто оказался на перепутье.

«Организация была создана, потому что в прошлом зависимые, проблемные, бездомные люди оказались в тяжелой жизненной ситуации, и было принято решение создать фонд. Принципы нашей деятельности основаны на прозрачности, искренности, отсутствии лицемерия и бескорыстии. К нам обращаются люди не от хорошей жизни, все проблемные идут к нам. Те, кто остались на обочине дороги: бездомные, те, кто действительно бомжует и бичует, алко- и наркозависимые, кого-то привозят родные или друзья, а кто-то сам обращается. По своей сути, центр является местом взаимопомощи со стационарным проживанием с элементами коллективного воспитания, самообеспечением и трудотерапией. Результатом восстановления становится набор качеств человека, делающий его личностью. Человек тут меняется, попадает в морально устойчивую среду», — говорит координатор проекта Расул Сулеймен.

Подавляющее большинство постояльцев Лиги добра — люди без определенного места жительства. Минимальный курс восстановления занимает от одного месяца и бессрочно. 

«Люди приходят сюда без принуждения, обмана, осознанно. Для этого они заполняют анкеты, заявление. Кроме того, когда человек к нам приходит, мы выясняем, состоит ли он на учете где-либо. Бывает, что люди не имеют определенного места жительства, им некуда идти, и они находятся у нас. Мы никого не выгоняем, не отталкиваем, но и насильно помощь не оказываем. Много людей приходит с улицы, порой в плачевном состоянии, каждый со своими болячками, вшивые и клопастые, бывает, от них очень дурно пахнет. Мы их переодеваем в чистые вещи, готовим чистое койко-место, проводим медицинский осмотр. Само собой кормим их домашней едой, продукты закупаем в супермаркетах и оптовках. Некоторые сами готовят. Люди не подозревают, какие имеют болезни: у кого-то ВИЧ, туберкулез», — рассказывает мужчина.

В основном в центр обращаются люди в возрасте от 18 до 55 лет, в большей мере мужчины.

«Мы стараемся их чем-то занять. Как писал Дарвин: «Труд сделал из обезьяны человека», а когда человек в тяжелой жизненной ситуации и плюс к тому сидит в четырех стенах, это пагубно для него, поэтому у нас есть трудотерапия. Она необходима, чтобы человек начал приносить пользу обществу. Это еще один из способов борьбы с зависимостью: когда человек занят честным трудом, нет времени думать о плохом. Основные правила: мы здесь не курим, не пьем, наркотиками не балуемся, руки не распускаем, отношения не выясняем, матом не ругаемся», — знакомит с деятельностью центра Расул.

Кроме того, не разрешаются любовные отношения, если пара официально не зарегистрировала свой брак в РАГСе.

«Здесь все друг к другу относятся как к родному брату или сестре. Если хотят создать семью, то после регистрации брака пожалуйста. Каких-то порочных связей здесь нет, за этим мы строго следим, все наши подопечные на виду. Одна пара здесь поженилась, их ячейка общества зародилась у нас», — делится собеседник.

Реабилитация в Лиге добра не похожа на те, что применяют в спецучреждениях. Постояльцев не пичкают лекарствами и не держат взаперти, а напротив, учат социализироваться и приносить пользу обществу.

«Нам принципиально важно, чтобы человек зализал свои раны физически и морально. Получил по необходимости медицинскую помощь, восстановился с нашей помощью, а потом решал, как жить дальше. Имеется возможность подработать, в основном разнорабочими, грузчиками, такая работа, где не требуется специальная подготовка или образование. 
Бытует мнение, что в таких организациях людей заставляют работать, на них наживаются, чуть ли не рабовладение. Но наша организация официально юридически зарегистрирована, нам скрывать нечего. В любой момент у нас могут быть проверки, наши двери всегда открыты», — готов к любым комиссиям мужчина.

Расул — постоялец центра, здесь молодой человек обрел второй шанс на счастливую жизнь. В фонд он пришел около трех лет назад, как сам признается, оставшись на обочине жизни.

«Я видел объявление у подъезда о центре и пришел сюда. Я из интеллигентной и образованной семьи. Мама — медик, отец — преподаватель, сестра работала в министерстве, сейчас живет в России. Я сам работал в солидных организациях — банковской, торгово-промышленной сфере. Утром — на работу, вечером — к жене и детям. Вроде бы все было хорошо, но в  современном мире в погоне за деньгами человек теряется. Я думал, счастье — в деньгах и забыл о простых человеческих ценностях, ничем не брезговал, много людей обманул, воровал. Одна цель была —  заполучить все деньги, потерял всех друзей и родных. Начал пить сильно, жена ушла, забрав детей. Тогда я пошел по наклонной», — с горечью вспоминает собеседник.

Мужчина признается: такой образ жизни довел его до полного морального истощения. Сейчас Расул сожалеет о «бездарно прожитых годах».

«Я кинул братишку — оформил на него кредит. Деньги все потратил на алкоголь. Сейчас он не может оформить из-за меня в ипотеку жилье, так как в черном списке из-за кредита, про который даже не знал. Мне стыдно. Мне 45 лет, а вспомнить нечего. Да, конечно, есть возможность жить дальше, я и живу. Но вот и жизни, по сути, не было. Мои одноклассники, сокурсники занимают высокие посты, у них есть семьи и дети. У меня же только лишь сожаление за непонятно прожитые годы. И в этом виноват только я сам», — заключил Расул.

Собеседник признается: сейчас он исправился, наладил отношения с семьей и прилагает все усилия, чтобы помочь в воспитании трех дочерей. Теперь Расул помогает казахстанцам, попавшим в  сложные жизненные ситуации, и рад, что многие из постояльцев центра, поборов зависимость, возвращаются в семьи и пробуют жить «по уму».

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0